Частные детские сады: проблемы и перспективы

Марина ПЕТРОВА, эксперт.

Негосударственные детские сады – это не только способ «разгрузки» всероссийской очереди в дошкольные учреждения. Это еще и возможность «вырастить» новую форму предоставления дошкольного образования, отличную от существующих.

О проблемах и перспективах развития частных детских садов рассказывает Марина Петрова, авторитетный эксперт, создатель и руководитель Ресурсного центра для владельцев и руководителей частных детских садов «Бизнес Сад», член Международной ассоциации профессиональных бизнес-консультантов (IAPBC), председатель Межрегиональной Дальневосточной ассоциации дошкольных организаций, член рабочей группы экспертного совета при Правительстве РФ «Социальная политика и повышение качества социальных услуг».

О проблеме дефицита мест в детских садах знают все. Родители, вспоминая статью 48 Конституции РФ, требуют «бесплатное дошкольное образование», региональные и муниципальные чиновники – денег на строительство детских садов, а федеральное правительство настаивает на развитии негосударственного сектора дошкольного образования. Казалось бы, в разгар экономического кризиса в стране есть и более важные проблемы. Однако на Инвестиционном форуме в Сочи в сентябре 2014 года заместитель председателя Правительства РФ Ольга Голодец осветила проблему с другой стороны: дефицит мест в детских садах не только сдерживает раннее развитие детей и не позволяет получить детям дошкольное образование, но и существенно влияет на социально-экономическое развитие страны. Матери не могут своевременно выйти на работу, обеспечивать семью материально, реализовать профессиональные навыки и построить карьеру. Такая ситуация отрицательно сказывается на желании и возможности семей иметь еще одного ребенка, бюджеты выплачивают все больше пособий малообеспеченным семьям, а экономика теряет трудовой потенциал.

Решена ли проблема очередности в детские сады?

Какова же потребность в услугах дошкольного образования и ухода и присмотра? По официальным данным (http://eo.edu.ru/), в 2015 году в России насчитывалось 12 355 835 детей дошкольного возраста. Из них на 1 марта 2016 года 6 808 837 детей получают услуги дошкольного образования. Следовательно, 5 546 998 (более 44%) детей лишены возможности посещать детский сад. Кстати, здесь учтены и негосударственные сады, а также ИП, имеющие лицензию на образовательную деятельность.

Как можно решить проблему дефицита мест в детских садах?

Существуют три возможных пути решения этой проблемы:

  • Компенсационный подход – предоставление компенсаций родителям детей, не посещающих детские сады.
  • Производственно-административный подход – увеличение мощности сети муниципальных учреждений.
  • —Рыночный подход – привлечение негосударственных/немуниципальных поставщиков к оказанию дошкольных образовательных услуг и услуг по присмотру и уходу за счет средств местного бюджета.

Компенсационный подход может рассматриваться только как временная мера, так как в данном случае дошкольным образованием, гарантированным Конституцией РФ, дети не обеспечиваются. Нет также гарантии, что полученные деньги родители ребенка потратят на его обучение и развитие.

Производственно-административный подход – самый любимый и понятный для органов власти. Это строительство новых садов, реконструкция старых, а также уплотнение групп. Однако надо понимать, что таким способом проблему полностью решить нельзя: стоимость строительства только одного места в муниципальном саду в среднем по России составляет 800 000 –1 100 000 руб. А на Дальнем Востоке эта цифра уже гораздо больше: от 1 500 000 руб. и выше. Если мы умножим это число на количество необходимых мест, станет понятно, что такие деньги просто неоткуда взять. На федеральном уровне это хорошо понимают, поэтому уже четыре года назад начали говорить о развитии негосударственного сектора дошкольного образования, то есть о развитии частных детских садов.

Что дает государству развитие частных детских садов?

  • Быстрое решение проблемы дефицита мест.
  • Развитие конкуренции на рынке социальных услуг и дошкольного образования.
  • Повышение качества услуг.
  • Уменьшение финансового и материального бремени государственного и муниципального бюджетов.

В мае 2014 года министр образования и науки РФ Д. Ливанов поставил задачу увеличить негосударственный сектор дошкольного образования к 2016 году в 2–2,5 раза. В то время негосударственные сады составляли только 2% от всего сектора дошкольного образования. Увеличить в два раза количество садов – задача более чем амбициозная, особенно если принять во внимание, что все существующие российский законы, правила и требования не учитывают интересы предпринимателей. 2016 год наступил. К сожалению, несмотря на множество выступлений, шумиху в СМИ и некоторые изменения в законодательстве, цель увеличения негосударственного сектора дошкольного образования в 2–2,5 раза не достигнута. Что неудивительно, ведь это очень бюрократизированная отрасль, и все касающиеся ее правила, требования и положения делают деятельность частных садов неимоверно трудной.

Частный детский сад – «социальная услуга»?

На самом деле (и это доказывает опыт других стран) наибольшим спросом у населения пользуется «присмотр и уход» за ребенком. Особенно в раннем дошкольном возрасте: накормить, переодеть, рассказать сказку, научить держать ложку – вот те услуги, которые в первую очередь ищут родители. Такие услуги могут оказываться в различных формах: в небольших группах в квартирах, в помещениях, пристроенных или встроенных в жилые дома, а также в детских садах в их привычном виде. И большинство дошкольных групп и частных садов работает именно в сфере «социальных услуг» – ухода и присмотра за детьми дошкольного возраста.

Те услуги, которые предоставляются в муниципальном детском саду, делятся сейчас на два вида: собственно дошкольное образование и уход и присмотр. Что входит в понятие «уход и присмотр», до конца неясно. Минобрнауки России трактует это как «комплекс мер по организации питания и хозяйственно-бытового обслуживания детей, обеспечению соблюдения ими личной гигиены и режима дня». И здесь начинаются проблемы: учить ребенка держать ложку, завязывать ботинки – это что? Некоторые утверждают, что это уже образовательная деятельность, а для нее нужна лицензия!

Почему так важно это разделение? Потому что, согласно статье 48 Конституции РФ, гражданам гарантируется бесплатное образование. И после нескольких обращений в суд по поводу правомерности взимания платы за детские сады (имелись в виду муниципальные учреждения), Верховным Судом РФ было принято решение о разделении понятий. Государство гарантирует только бесплатное образование. Все остальные расходы (содержание помещений, питание, хозяйственные нужды и т. д.) обеспечиваются за счет владельцев садов и родителей.

Как привлечь предпринимателей в дошкольное образование?

Для того чтобы в сферу образования пришли частные сады, необходимо создать определенные условия (упростить законы и требования, убрать административные барьеры и создать равные условия с муниципальными садами для развития конкуренции). На заседаниях экспертного совета при Правительстве РФ по развитию негосударственного сектора дошкольного образования, которые были проведены 17 ноября 2014 г. и 7 мая 2015 г., Правительству РФ были даны поручения разработать предложения по:

  • финансовому обеспечению дошкольного образования в частных организациях и у ИП;
  • финансовому обеспечению ухода и присмотра за детьми дошкольного возраста;
  • разработке модели сертификата на получение услуг дошкольного образования и ухода и присмотра в частных организациях и у ИП;
  • исключению необоснованных ограничений при лицензировании ИП;
  • заключению государственного контракта на 3 года по дошкольному образованию и уходу и присмотру с организациями и ИП;
  •  внесению изменений в ФЗ «Об образовании в РФ»;
  • учету педагогического стажадля распространения льгот на досрочное пенсионное обеспечение для сотрудников, работающих в частных организациях и у ИП;
  • регламентации медицинского обслуживания в частных организациях и у ИП;
  • внесению изменений в СанПиН для нежилых помещений;
  • внесению изменений в Налоговый кодекс РФ.
  • Также было предложено:
  • проработать вопрос о предоставлении родителям компенсации части родительской платы за присмотр и уход за детьми дошкольного возраста при получении данной услуги у ИП, предоставляющих услуги по присмотру и уходу;
  • представить предложения о возможности направления средств материнского капитала на оплату услуг по присмотру и уходу за детьми дошкольного возраста, предоставленных ИП.
Что сделано?

В этих поручениях сконцентрированы все основные проблемы, мешающие развиваться частным садам. Прошло больше года после первого совета, что выполнено?

  • Принят новый ФЗ «Об образовании в РФ», где право вести образовательную деятельность дано также ИП и коммерческим организациям.
  •  Принято новое Положение о лицензировании образовательной деятельности.
  • Приняты новые СанПиН (отдельно для дошкольных групп в жилых помещениях и отдельно для нежилых помещений).
  • Эти три пункта, выполненные еще в 2012–2013 гг., с одной стороны, открывают доступ на рынок ИП и коммерческим организациям, с другой – создают новые препоны для существования частных садов из-за небрежно написанных нормативных документов.
  • Введены налоговые каникулы – только для начинающих предпринимателей. Решение о вводе льготы принимает регион.
  • Отменен налог на прибыль для образовательных организаций. Надо понимать, что налог на прибыль платится только теми организациями, которые находятся на общей системе налогообложения. ИП, а также образовательные организации в 99% случаев применяют упрощенную систему налогообложения, на которую эта льгота не действует.
  • Разработана модель Сертификата на получение дошкольного образования. В 2016 году она должна проходить апробацию в некоторых регионах. Будет ли работать эта модель – пока неясно.

Вот, собственно, и все, что было выполнено. К сожалению, основные, очень важные проблемы до сих пор не решены.

Что мешает развиваться частным детским садам?

На федеральном уровне:
  • неравенство прав и льгот у образовательных организаций и ИП;
  • не учитывается педагогический стаж;
  • усложнение деятельности, связанное с введением в 2013 г. СанПиН для дошкольных организаций (в нежилых помещениях);
  • невозможность использовать материнский капитал на дошкольное образование, так как в законе о материнском капитале есть требование иметь не только лицензию, но и аккредитацию программ. А согласно ФЗ «Об образовании в РФ», дошкольные программы не аккредитуются.
На региональном уровне:
  • различная трактовка нормативных документов чиновниками в регионах;
  • отсутствие у региональных и местных органов власти политической воли и желания развивать негосударственный сектор;
  • отсутствие знаний по развитию предпринимательства на рынке образования и социальных услуг;
  • некомпетентность контролирующих органов в данной сфере.
На уровне бизнеса:

- отсутствие отраслевого подхода при обучении данному виду предпринимательской деятельности (нет обучающих программ, специально ориентированных на эту сферу деятельности);

- отсутствие постоянно действующей консультационной поддержки (правовой, экономической, бухгалтерской).

Типичные проблемы предпринимателей
На уровне федерального законодательства:
  • несовершенство и постоянное изменение законодательства в сфере дошкольного образования;
  • некорректно написанный ФЗ «Об образовании в РФ» создает барьеры для развития частных садов и т. д.
На уровне региональных органов власти:
  • некомпетентность региональных чиновников и контролирующих органов: необоснованные или излишние требования;
  • «местное» толкование федеральных законов (например, региональное министерство образования не выдает лицензии ИП, находящимся в жилых помещениях);
  • зависимость от «политической воли» руководителя региона («ручным способом» решаются проблемы с Роспотребнадзором, МЧС, финансовыми департаментами и т. д.).

Причиной большинства ошибок, которые совершают сами владельцы и руководители частных садов, является отсутствие системных знаний и умений в области ведения бизнеса в сфере дошкольного образования и ухода и присмотра за детьми.

Что мы имеем на сегодняшний день? Неэффективное ведение бизнеса, отказ от использования льгот, предоставляемых государством; присутствие нелегальных «игроков» на рынке, часто оказывающих некачественные услуги. Неорганизованность действующих предпринимателей (отсутствие союзов или ассоциаций в регионах).

Что делать? Объединяться! Объединение частных садов должно происходить на уровне регионов. Нет смысла создавать всероссийскую организацию, потому что в каждом регионе свои специфические особенности и очень многое зависит от политической воли региональных правительств. Но объединяться «на местах» необходимо, потому что это – реальный инструмент работы с властью, действенный способ привлекать внимание к своим проблемам и решать их не для какого-то конкретного предпринимателя, а для сообщества в целом.

Уважаемые читатели! Приглашаем вас принять участие в дискуссии на тему «Частные детские сады: проблемы и перспективы развития». Свои вопросы, пожелания и предложения присылайте на электронный адрес автора статьи: info@biznessad.ru и в редакцию журнала «Обруч»