Частные детские сады: проблемы и перспективы
Марина ПЕТРОВА, эксперт.
|
Негосударственные детские сады – это не только способ «разгрузки» всероссийской очереди в дошкольные учреждения. Это еще и возможность «вырастить» новую форму предоставления дошкольного образования, отличную от существующих. О проблемах и перспективах развития частных детских садов рассказывает Марина Петрова, авторитетный эксперт, создатель и руководитель Ресурсного центра для владельцев и руководителей частных детских садов «Бизнес Сад», член Международной ассоциации профессиональных бизнес-консультантов (IAPBC), председатель Межрегиональной Дальневосточной ассоциации дошкольных организаций, член рабочей группы экспертного совета при Правительстве РФ «Социальная политика и повышение качества социальных услуг». О проблеме дефицита мест в детских садах знают все. Родители, вспоминая статью 48 Конституции РФ, требуют «бесплатное дошкольное образование», региональные и муниципальные чиновники – денег на строительство детских садов, а федеральное правительство настаивает на развитии негосударственного сектора дошкольного образования. Казалось бы, в разгар экономического кризиса в стране есть и более важные проблемы. Однако на Инвестиционном форуме в Сочи в сентябре 2014 года заместитель председателя Правительства РФ Ольга Голодец осветила проблему с другой стороны: дефицит мест в детских садах не только сдерживает раннее развитие детей и не позволяет получить детям дошкольное образование, но и существенно влияет на социально-экономическое развитие страны. Матери не могут своевременно выйти на работу, обеспечивать семью материально, реализовать профессиональные навыки и построить карьеру. Такая ситуация отрицательно сказывается на желании и возможности семей иметь еще одного ребенка, бюджеты выплачивают все больше пособий малообеспеченным семьям, а экономика теряет трудовой потенциал. Решена ли проблема очередности в детские сады? Какова же потребность в услугах дошкольного образования и ухода и присмотра? По официальным данным (http://eo.edu.ru/), в 2015 году в России насчитывалось 12 355 835 детей дошкольного возраста. Из них на 1 марта 2016 года 6 808 837 детей получают услуги дошкольного образования. Следовательно, 5 546 998 (более 44%) детей лишены возможности посещать детский сад. Кстати, здесь учтены и негосударственные сады, а также ИП, имеющие лицензию на образовательную деятельность. Как можно решить проблему дефицита мест в детских садах? Существуют три возможных пути решения этой проблемы:
Компенсационный подход может рассматриваться только как временная мера, так как в данном случае дошкольным образованием, гарантированным Конституцией РФ, дети не обеспечиваются. Нет также гарантии, что полученные деньги родители ребенка потратят на его обучение и развитие. Производственно-административный подход – самый любимый и понятный для органов власти. Это строительство новых садов, реконструкция старых, а также уплотнение групп. Однако надо понимать, что таким способом проблему полностью решить нельзя: стоимость строительства только одного места в муниципальном саду в среднем по России составляет 800 000 –1 100 000 руб. А на Дальнем Востоке эта цифра уже гораздо больше: от 1 500 000 руб. и выше. Если мы умножим это число на количество необходимых мест, станет понятно, что такие деньги просто неоткуда взять. На федеральном уровне это хорошо понимают, поэтому уже четыре года назад начали говорить о развитии негосударственного сектора дошкольного образования, то есть о развитии частных детских садов. Что дает государству развитие частных детских садов?
В мае 2014 года министр образования и науки РФ Д. Ливанов поставил задачу увеличить негосударственный сектор дошкольного образования к 2016 году в 2–2,5 раза. В то время негосударственные сады составляли только 2% от всего сектора дошкольного образования. Увеличить в два раза количество садов – задача более чем амбициозная, особенно если принять во внимание, что все существующие российский законы, правила и требования не учитывают интересы предпринимателей. 2016 год наступил. К сожалению, несмотря на множество выступлений, шумиху в СМИ и некоторые изменения в законодательстве, цель увеличения негосударственного сектора дошкольного образования в 2–2,5 раза не достигнута. Что неудивительно, ведь это очень бюрократизированная отрасль, и все касающиеся ее правила, требования и положения делают деятельность частных садов неимоверно трудной. Частный детский сад – «социальная услуга»? На самом деле (и это доказывает опыт других стран) наибольшим спросом у населения пользуется «присмотр и уход» за ребенком. Особенно в раннем дошкольном возрасте: накормить, переодеть, рассказать сказку, научить держать ложку – вот те услуги, которые в первую очередь ищут родители. Такие услуги могут оказываться в различных формах: в небольших группах в квартирах, в помещениях, пристроенных или встроенных в жилые дома, а также в детских садах в их привычном виде. И большинство дошкольных групп и частных садов работает именно в сфере «социальных услуг» – ухода и присмотра за детьми дошкольного возраста. Те услуги, которые предоставляются в муниципальном детском саду, делятся сейчас на два вида: собственно дошкольное образование и уход и присмотр. Что входит в понятие «уход и присмотр», до конца неясно. Минобрнауки России трактует это как «комплекс мер по организации питания и хозяйственно-бытового обслуживания детей, обеспечению соблюдения ими личной гигиены и режима дня». И здесь начинаются проблемы: учить ребенка держать ложку, завязывать ботинки – это что? Некоторые утверждают, что это уже образовательная деятельность, а для нее нужна лицензия! Почему так важно это разделение? Потому что, согласно статье 48 Конституции РФ, гражданам гарантируется бесплатное образование. И после нескольких обращений в суд по поводу правомерности взимания платы за детские сады (имелись в виду муниципальные учреждения), Верховным Судом РФ было принято решение о разделении понятий. Государство гарантирует только бесплатное образование. Все остальные расходы (содержание помещений, питание, хозяйственные нужды и т. д.) обеспечиваются за счет владельцев садов и родителей. Как привлечь предпринимателей в дошкольное образование? Для того чтобы в сферу образования пришли частные сады, необходимо создать определенные условия (упростить законы и требования, убрать административные барьеры и создать равные условия с муниципальными садами для развития конкуренции). На заседаниях экспертного совета при Правительстве РФ по развитию негосударственного сектора дошкольного образования, которые были проведены 17 ноября 2014 г. и 7 мая 2015 г., Правительству РФ были даны поручения разработать предложения по:
Что сделано?
В этих поручениях сконцентрированы все основные проблемы, мешающие развиваться частным садам. Прошло больше года после первого совета, что выполнено?
Вот, собственно, и все, что было выполнено. К сожалению, основные, очень важные проблемы до сих пор не решены. Что мешает развиваться частным детским садам? На федеральном уровне:
На региональном уровне:
На уровне бизнеса:
- отсутствие отраслевого подхода при обучении данному виду предпринимательской деятельности (нет обучающих программ, специально ориентированных на эту сферу деятельности); - отсутствие постоянно действующей консультационной поддержки (правовой, экономической, бухгалтерской). Типичные проблемы предпринимателей
На уровне федерального законодательства:
На уровне региональных органов власти:
Причиной большинства ошибок, которые совершают сами владельцы и руководители частных садов, является отсутствие системных знаний и умений в области ведения бизнеса в сфере дошкольного образования и ухода и присмотра за детьми. Что мы имеем на сегодняшний день? Неэффективное ведение бизнеса, отказ от использования льгот, предоставляемых государством; присутствие нелегальных «игроков» на рынке, часто оказывающих некачественные услуги. Неорганизованность действующих предпринимателей (отсутствие союзов или ассоциаций в регионах). Что делать? Объединяться! Объединение частных садов должно происходить на уровне регионов. Нет смысла создавать всероссийскую организацию, потому что в каждом регионе свои специфические особенности и очень многое зависит от политической воли региональных правительств. Но объединяться «на местах» необходимо, потому что это – реальный инструмент работы с властью, действенный способ привлекать внимание к своим проблемам и решать их не для какого-то конкретного предпринимателя, а для сообщества в целом. Уважаемые читатели! Приглашаем вас принять участие в дискуссии на тему «Частные детские сады: проблемы и перспективы развития». Свои вопросы, пожелания и предложения присылайте на электронный адрес автора статьи: info@biznessad.ru и в редакцию журнала «Обруч» |