Харизма лидера, или Путь к успеху
Татьяна ОЗЕРЕЦКАЯ, консультант, тренер по направлениям HR, LIFE-коучинг, руководитель центра подбора и адаптации персонала СОАО «НСГ», г. Москва, Дмитрий БЕСПАЛОВ, к. психол. н., докторант кафедры психологии, декан факультета физической культуры и спорта Курского государственного университета. |
О «харизматических лидерах» в политике говорят часто. А есть ли место лидерской харизме в педагогике? Должен ли обладать ею воспитатель? И можно ли ее развить? В своей статье авторы описывают адаптированную для педагогов и психологов систему самостоятельного развития собственных лидерских качеств, которая наверняка будет интересна и педагогам государственных дошкольных учреждений, и педагогам частных детских садов Новый закон об образовании предъявляет к современному педагогу различные требования, в то же время в регламентирующих деятельность учителей документах ничего не говорится о педагогическом призвании, харизматических и лидерских качествах, без которых эффективный труд современного педагога невозможен! Понятия «харизма» и «лидерство» имеют много общего. Обе категории затрагивают вопросы влияния и управления людьми, в то же время лидерство в большей степени связано с малой группой и управлением социальными процессами. Лидеры. Специалистами выделены десятки качеств, с помощью которых лидер оказывает влияние на последователей. Зная данные психологические особенности, заинтересованный в развитии своих лидерских качеств педагог может развивать их у себя. При этом нужно учитывать, что некоторые из этих качеств в большей или меньшей степени имеют генетическую основу и в разной степени поддаются саморазвитию:
Особо отметим, что не существует определенных личностных черт, наличие которых гарантирует статус лидера. Успеха могут добиться люди, обладающие самыми разными достоинствами, и это должно вселять уверенность в каждого из нас. Харизматики. В древнегреческой мифологии хариты – богини веселья и радости, олицетворение изящества и вдохновения. Харизма – особое свойство человека притягивать внимание и оказывать влияние на окружающих. Харизматический лидер способен увлечь за собой, «продать идею», зажечь и вдохновить воспитанников на свершения и решение сложных задач. Мы придерживаемся мнения, что лидерство и многие харизматические качества развиваются только в процессе приобретения опыта, никто не может стать чемпионом по боксу, только наблюдая за ходом поединка по телевизору, или научиться играть на гитаре, лишь слушая других. Также и лидерству трудно учиться, наблюдая за другими со стороны. Обучение лидерству и овладение харизматическими навыками – долгий процесс, протекающий приблизительно так: 1) генетически обусловленные задатки и опыт первых лет жизни создают предрасположенность к харизматическому лидерству; 2) образование с акцентом на гуманитарные науки закладывает широкую основу знаний; 3) опыт дает мудрость, которая возникает из практического применения знаний; 4) профессиональная подготовка придает блеск поведению в определенных ситуациях – например, при общении. Если у вас отсутствует опыт, обретаемый в детские годы, если вы не разбираетесь в какой-либо области гуманитарных знаний, если ваш практический опыт не слишком велик или если полученная вами подготовка не так уж хороша, то соберитесь с духом. Все эти недостатки не означают, что вы не способны руководить. Имеют значение все качества вашей личности. Первое, почему можно сразу отличить харизматического лидера, – уверенность в себе.Людям с заниженной самооценкой никогда не удастся увлечь за собой людей. Выработка уверенности в себе, наверное, самое сложное умение, тем более если оно не было заложено с рождения и не подкреплялось в детстве. Полная версия статьи Т. Озерецкой, Д. Беспалова «Харизматические и лидерские качества педагога: особенности и пути их самостоятельного развития» опубликована в журнале «Вестник практической психологии образования» №4 (41), октябрь – декабрь 2014 года |