«Комната для души»

Мария ДРЕЗНИНА, художник, педагог, арт-терапевт, автор книг и учебных пособий, старший научный сотрудник Отдела эстетического воспитания детей и юношества «Мусейон» Государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина, член живописной секции Московского Союза художников, автор выставочных, музейных проектов и социально-художественных акций.

Макеты домов, которые создает вместе с детьми и взрослыми художник и педагог Мария Дрезнина, – это воображение, в котором материализовалось особое видение мира, наполненное смыслом, небезразличное к ребенку, «адресующее» себя разным людям. Предложенная М. Дрезниной методика выходит за рамки арт-терапевтической практики, это – «необычная обычная» форма развивающей работы с дошкольниками, необходимая составляющая дошкольного образования

От общей атмосферы в доме во многом зависят настроение и степень взаимопонимания всех членов семьи. Поэтому очень важно, чтобы у ребенка (вообще любого человека) в доме был свой уголок – пространство, в котором ему было бы хорошо и уютно жить. Именно эта идея заложена в проекте «Комната для души», объединившем взрослых и детей 6–12 лет.

Цели и задачи проекта:

– Включить детей и родителей в творческий процесс, сделать их участниками совместного арт-проекта.

– Предложить каждому из них создать макет воображаемой комнаты, где всякий предмет и деталь интерьера расскажут что-то о ее хозяине, авторе работы.

Создавая макеты, их авторы расскажут о себе, своих мыслях и чувствах, фантазиях и мечтах. Используя композицию, цвет, другие средства выражения, они смогут передать общую атмосферу и настроение, царящее в воображаемой комнате. Распишут стены, обозначат полы, двери и окна, наполнят пространство мебелью, забавными деталями и аксессуарами, выполненными из пластилина, картона, мелких игрушек.

Ассистенты-психологи на протяжении всей акции ведут наблюдение и за детско-родительскими отношениями, и за динамикой изменения эмоционального состояния детей и взрослых.

Материалы для работы: ватман, бумага белая, плотная (А3 и А4), бумага белая, тонкая (А4), бумага цветная, линейки с трафаретами кругов, простые карандаши, ластики, точилки, фломастеры 12 цветов, маркеры черные и цветные, гуашь 12 цветов, палитры (тарелочки пластиковые), палочки или ложечки для выкладывания краски на палитру, кисти толстые (№9, 10) и тонкие (№2, 3), стаканчики для воды, клей ПВА и кисточки для клея, тряпочки для работы с красками, ножницы, поролоновые губки для смывания краски с палитры или прокрашиваний фона, степлеры, скотч широкий, прозрачный, скотч двухсторонний для прикрепления деталей к ватману, прозрачная пленка или клеенка на столы, газеты, два ведра для воды – чистой и грязной. 

Дополнительно:

Ватман для изготовления макетов комнаты.

– Плотная бумага А3 (пол в макете).
– Макетные ножики для прорези окон и дверей.

План реализации проекта:

– Встреча и регистрация участников проекта.

– Подготовка художественных материалов для создания макета.

– Объяснение задания.

– Изготовление макета комнаты.

– Интервью с художником.

– Выставка макетов, обсуждение работ всеми участниками проекта.

Реализация проекта

Подготовительная часть:

– Закупка художественных материалов, необходимых для проведения занятия.

– Подготовка шаблонов макета комнаты (шаблоны раздают всем участникам проекта).

– Корректировка вопросов для интервью с художником – с учетом данной аудитории.

– Подготовка специалистов из этого детского учреждения для сопровождения программы.

– Подготовка помещения и оборудования для проведения занятия (столы, стулья).

– Размещение художественных материалов.

– Распределение специалистов для работы с семьями.

– Знакомство специалистов, ведущего и ассистентов с участниками проекта.

Объяснение задания

Творческая часть

Ведущий рассказывает участникам проекта, в чем будет заключаться их творческая задача. Показывает бумажную заготовку, которую дети и взрослые превратят в свою комнату, комнату для души. Им для этого понадобятся краски, фломастеры и, конечно, собственная фантазия. Ведущий подробнее останавливается на том, что комната – это обитель, жилище, убежище члена семьи:

«Комната может находиться в городе или на даче, в сельской местности. Эта комната может быть гостиной, детской, столовой, террасой, кухней, ванной.

В каждой комнате есть стены – деревянные, кирпичные, каменные, стеклянные. На стене висят полки с книгами, картины, зеркала, фотографии, ковры… Стены бывают цветные и белые.

Пол может быть сделан из разных материалов – паркетный, из досок, кафельный или выложенный плиткой. На полу может лежать разноцветный ковер. На полу же расставлены различные предметы – мебель, игрушки.

В этой комнате может быть одна или несколько дверей (по усмотрению автора). Очень важна форма окна (если в этой комнате будут окна) – прямоугольная, квадратная, треугольная, арочная.

Окна могут быть открыты или закрыты, со ставнями, занавесками или шторами.

В такой комнате может быть много различных предметов или (как модно сейчас) художественная пустота – это все зависит от воли хозяина.

Вы сегодня выступаете в роли дизайнера по интерьеру. И поэтому вам необходимо как следует продумать все до мельчайших деталей. Постарайтесь отразить через вещи и отдельные аксессуары характер и занятия человека, живущего в созданной вами комнате. Кто он – ученый или писатель, повар или рыбак, спортсмен, охотник, художник? Комната для каждого человека – это еще и некое убежище, где он может на время спрятаться от всех, где может позволить себе быть таким, какой он есть.»

Изготовление макета комнаты

«Сначала нужно развернуть шаблон макета и поставить его на белый плотный лист размером А3 – это будет пол вашей комнаты», – говорит ведущий. Участники занятия намечают простым карандашом на стенах и на полу предполагаемой комнаты основные предметы и детали интерьера, рисуют окна и двери.

Потом они закрашивают плоскости стены и пола разными цветами. Клеят, вырезают, мастерят из картона, цветной бумаги, других материалов различные фигурки, мебель, населяют это пространство воображаемыми предметами и аксессуарами.

Интервью с художником

Когда макеты близки к завершению, ассистенты проводят с детьми и родителями небольшое интервью по вопросам, напрямую связанным с основной темой программы, фиксируют ответы, отмечают удачные и оригинальные идеи.

Вопросы для интервью с художником:
  • Что это за комната?
  • Где она находится (в городе, деревне, где-то еще)?
  • Кто живет в этой комнате?
  • Как его зовут?
  • Сколько ему лет?
  • Какое место в этой комнате его любимое?
  • Какие предметы ему наиболее дороги?
  • Кого бы ваш герой хотел пригласить к себе в гости в эту комнату?
  • Такая комната или отдельные предметы в ней существуют в реальности, или это все пока ваша фантазия?

Выставка макетов

Импровизированное обсуждение сделанных работ всеми участниками проекта

На заключительном этапе работы происходит некое чудо. Все созданные макеты вдруг разом разворачиваются на столах во внешнее пространство, тогда как ранее они были повернуты и обращены «лицом» к автору. И перед зрителями открывается целая серия чудесных фантазийных комнат, отдельных миров разных людей, детей и взрослых, где отражено их настоящее и будущее, их мечты.

Все с интересом проходят по выставке работ и знакомятся с макетами других авторов, задают им различные вопросы. А также рассказывают о жизни в своей «комнате для души», приглашают к себе в гости.

По завершении программы дети и родители уносят макеты, чтобы подумать и поразмыслить о них уже в домашней обстановке. Может быть, им теперь захочется что-то изменить и в своей реальной жизни?

Комментарий доктора психологических наук, профессора, заведующего кафедрой теории и истории психологии, научного консультанта журнала «Обруч» Владимира Кудрявцева

 Привычно считать, что наша душа «прописана» в доме под названием «тело». Но тело – скорее, не дом, а часть нас с вами, принадлежность которой нам как раз и позволяет осознать душа, наполняя тело особой, частично подконтрольной и во многом подотчетной (если прислушиваться) нам жизнью. До определенных пределов мы способны конструировать наше тело – и не только мы, но и наши дети, у которых можно  и нужно развивать способность к такому конструированию  (см. «Обруч», № 1 за 2014 г.). Впрочем, и дом становится для человека «вторым телом» – искусственным, как писал философ и экономист Карл Маркс, «неорганическим». Дом может быть и просто «своим углом», куда «загоняют» душу, чтобы она там спряталась, затаилась и отдохнула от внешнего мира. А может быть и своеобразным пространством перехода из внешнего мира во внутренний, которое создает человек, в котором растет, а не ютится его душа.

Образ своего особого – часто «секретного» дома – атрибут детства каждого из нас. Мы и строили такие дома: из коробок, в виде шалашей, на чердаке, в закутках двора, под столом и стульями. Иногда просто фантазировали о них. Там чудесным образом переплеталось внешнее и внутреннее, а общение с другими детьми проходило под знаком сопричастности некоей тайне, которой владели только мы. Мы населяли эти дома образами тех, кто нам был интересен, от кого мы хотели получить ответы на какие-то вопросы, которые не получали в обычной жизни, совершенно не подозревая при этом, что тем самым входили в большой человеческий мир, в котором тайн ничуть не меньше, чем в темной коробке. Но для начала нужно было хотя бы часть из них собрать, «спрятать» в этой самой коробке… И превратить их в повод для самого главного – общения, в котором дети становятся интересными друг другу и сами себе не менее вымышленных персонажей.

Вспомним, с каким энтузиазмом, с какими сокровенными чувствами мы сами строили, обустраивали, обживали такие «жилища». Откуда-то появлялось и трудолюбие, и умелость, и целеустремленность, не говоря уже о богатейшей фантазии! Ведь мы находили в них прежде всего… себя самих, таких, о которых мечтали. В коробках и на чердаках мы вместе или индивидуально воплощали самые смелые «проекты» в отношении себя. «Пробуя» себя в многообразии самых лучших (и просто ярких) человеческих проявлений. 

Книги М. Дрезниной