Елена Чумаченко,

старший воспитатель,
ГОУ ЦРР  – детский сад №1777
Игры на развитие интеллекта
Практический материал в помощь родителям по организации познавательной активности детей дошкольного возраста
Игры на развитие элементарных математических представлений
Эхо
Повторите какой-нибудь звук несколько раз (в пределах 10). Можно слегка постучать по стеклу, пощелкать языком, повторить один слог («ла-ла-ла»), потопать ногой и пр. Пусть ребенок внимательно слушает и считает, сколько раз вы это сделали. Затем он повторяет звук, подражая вам. Потом его очередь издавать звуки, а вам нужно сосчитать и повторить их.
Наберитесь терпения, если ребенок делает что-то неправильно. Помните, что это не экзамен на его способности, а всего лишь игра.
По порядку
Упорядочивание предметов по величине – довольно сложная для малыша задача, требующая настойчивости и целеустремленности. Для этого можно использовать, например, яблоки. Предложите ребенку расставить яблоки по порядку: от самого крупного – до самого мелкого, от самого яркого по цвету – до самого бледного. Учите малыша действовать последовательно: выбирать сначала самое крупное яблоко из всех, затем – самое крупное из оставшихся и т.д.
Сколько? Какой?
Игра направлена на формирование у детей навыков счета в пределах 10. Поставьте перед ребенком несколько игрушек (лучше начинать с 5, постепенно увеличивая их количество до 10). Предложите посчитать игрушки. А затем спросите, какой по счету стоит, например, машина… мишка… кукла.
После того как ребенок определит порядок нахождения каждой игрушки, попросите его отвернуться – и поменяйте их местами. Пусть теперь ребенок определит, какими по счету они стали.
Веселые задачки
Для этой игры вам также понадобятся игрушки или различные картинки. Но не стоит брать сразу большое количество. Ограничьтесь 4–5 игрушками или картинками. Показывая игрушки, скажите: «Вот мама медведица и два медвежонка. Сколько всего медведей? Один медвежонок побежал играть с бабочками. Сколько медвежат осталось? Посчитай. Медвежонок наигрался и вернулся к маме. Еще он пригласит в гости своего друга зайчонка, сколько всего зверей будет на полянке?».
Игры на развитие речи и первоначальных основ грамоты
Говори, как я
Поразительно, какого эффекта можно достигнуть, произнося одно и то же слово в разной манере. Ребенок, изменяя свой голос, легче усваивает различие звуков. Попробуйте сделать следующее. Прочитайте детские стихи обычным голосом. Затем измените манеру голоса: говорите очень быстро или очень медленно, высоким тонким голосом или глубоким басом, постоянно останавливаясь на разных слогах или делая ударение на каждом третьем слове и т.д. Пусть ребенок подражает вам, точно повторяя то, что слышит. Большинству детей нравится играть в слова, изменяя голос. Так они познают мир слов и язык.
Придумай слова на заданный звук, слог
В эту игру можно играть везде и в любое время. Назовите ребенку любой звук и попросите его придумать как можно больше слов на этот звук. Если ребенок затрудняется ответить, обратите его внимание на предметы, которые его окружают. Так у него будет зрительная опора, и ему будет легче подбирать слова.
Найди звук
Предложите ребенку поиграть в «сыщиков». Искать надо будет один и тот же звук, который спрятался в разных словах в начале, середине или конце. Заранее обговаривайте с ребенком, какой звук он будет искать. Вы произносите слова, а ребенок хлопает в ладоши, если в слове встретился нужный звук. Потом предложите ребенку поменяться ролями, теперь вы – сыщик, а он «прячет» звуки.
Угадай по описанию
Предложите ребенку отгадать слово, которое вы задумали. Опишите предмет, указав три самых ярких признака предмета. Когда ребенок отгадает, поменяйтесь ролями. Теперь пусть он описывает предметы.
Домики
Эта игра способствует развитию у детей умения делить слова на слоги, что является необходимым условием для обучения детей чтению.
Называйте ребенку слова. Предложите ему расселить слова в домики. В маленьком домике будут жить короткие слова, которые состоят из одной части (сын, стол, ночь и др.); в среднем домике – слова, состоящие из двух частей (осень, каша, книга и др.); а в последнем домике – самом большом – будут жить слова длинные, которые состоят из трех и более частей (крокодил, машина, черепаха и др.).
Игры на развитие умения ориентироваться в пространстве
Сложи узор
Игра направлена на развитие у детей умения различать геометрические фигуры; ориентироваться в словах, обозначающих направление и расположение (справа, слева, сверху, снизу, посередине, над, перед).
Вам понадобятся лист бумаги и набор геометрических фигур разных цветов: круги, квадраты, треугольники, прямоугольники, овалы. Предложите ребенку под вашим руководством составить из них красивый узор на листе бумаги.
Например: «Положи в середину красный круг, справа от него – синий треугольник, слева – желтый овал…» и т.д. Потом вы меняетесь ролями, и уже ребенок диктует вам узор.
Моя комната
Вместе с ребенком начертите план детской комнаты. Этот план понадобится вам для интересной игры. Предложите ребенку выйти из комнаты и спрячьте игрушку, отметив ее местонахождение на плане. Ребенок, вернувшись в комнату, смотрит на план, называет и соотносит обозначенное место с реальным пространством и находит там игрушку.
В дальнейшем пространство игры можно увеличить, постепенно включая в нее все помещения квартиры.
Наоборот
Вы называете ребенку какое-либо слово, характеризующее направление движения или пространственные отношения между предметами, а ребенок в ответ называет противоположное слово. Например, верхний – нижний; слева – справа; первый – последний и т.д.
Где звенит колокольчик?
Ребенку завязывают глаза. Взрослый ходит по комнате и звонит в колокольчик. Ребенок определяет и называет, откуда раздается звук (относительно него). Например: «Колокольчик справа от меня» и т.д.
Игры на развитие конструктивных навыков у детей
Зеркало
Наверняка у вашего ребенка есть дома конструктор. Постройте несложную конструкцию из 5-6 частей и предложите ребенку скопировать ее, построить такую же постройку, как будто она отражается в зеркале.
Веселые животные
В этой игре вам понадобится необычный конструктор. Частями конструктора будут геометрические фигуры разных форм и величины. Это могут быть и еще незнакомые ребенку геометрические фигуры: трапеции, различные многоугольники и др. Предложите ребенку, например, рассказать сказку «Теремок», выкладывая героев из геометрических фигур. Также можно загадывать загадки, а ребенка попросить выкладывать отгадки.  
Архитекторы
Скажите ребенку, что сегодня вы будете архитектором, а ребенок – строителем. Нарисуйте схему какой-нибудь постройки (например, двухэтажного дома, вид спереди), где четко прорисованы все части конструкции, предложите ребенку рассмотреть ее, расспросите, из каких частей она состоит. Пусть ребенок построит дом, опираясь на схему.
Потом поменяйтесь ролями: вы будете строителем, а ребенок – архитектором. Следите за тем, чтобы ребенок старался как можно четче прорисовать схему конструкции. Объясните, что если что-то пропустить, дом может разрушиться.