Заседание четвертое

Положительное влияние отрицательных персонажей

Мы продолжаем наше исследование художественных особенностей сказочного мира. На повестке сегодняшнего заседания два вопроса: «Отрицательные персонажи, кто они? И что они делают в моей сказке?»

Сказочный мир подходит для воссоздания любых, в том числе и идеальных, условий: легко придумать место, все обитатели которого дружелюбны, воспитаны, симпатичны и готовы всегда прийти на выручку… Но для захватывающего сюжета такое однообразие может быть губительно: без соперничества, защиты своих убеждений и толики опасности длительное повествование становится пресным. Зато всего один жадный медведь или завистливый лис добавят в жизнь сказочного леса интригу и непредсказуемость. Это тот редкий случай, когда ложка дегтя в бочке меда только улучшит вкус.

Определение «отрицательный» не обязывает персонажа поступать плохо, всячески мешать и вредить главному герою, или вести себя самым бесстыдным образом – хотя его нрав и должен вызывать осуждение. Когда главный герой пытается достичь поставленной цели или изменить мир к лучшему, даже равнодушное и безучастное поведение отрицательных персонажей уже вызывают у читателя осуждение и негативное отношение.

Мы уже обсуждали, что существенные «недостатки» в характере главного героя – будь то склонность к хвастовству или привычка ворчать – лишь делают образ сложнее, целостнее, являются поводом для внутренней борьбы и конфликта и со временем сглаживаются. С отрицательными персонажи все обстоит иначе, они – действующие лица второго плана. В повествовании может и не найтись места для отражения их душевного конфликта. Тем важнее дать читателю почувствовать, что отрицательный персонаж делает гадости не потому, что плох по своей природе, а в силу заблуждений: возможно, никто никогда не объяснял ему, что так поступать нельзя.

В каких же случаях стоит принять ответственное авторское решение и открыть доступ отрицательным характерам в свой сказочный мир?.. Они пригодятся, если необходимо показать точку зрения главного героя, выделить его характер, обогатить образ: когда на пути героя встречаются отрицательные персонажи – он становится носителем и защитником нравственного идеала.

Рассмотрим такую ситуацию: сказочный мир, в котором основное внимание отведено восторженным героям-малышам… Им все на свете интересно, все хочется узнать и попробовать. Но любознательность в мире, где все вокруг любознательны, – это данность, а не достоинство. Самое обычное дело. Подчеркнуть ценность удивленного и пытливого взгляда на мир поможет рассудительное, всезнающее и скучное «взрослое начало». И в таком мире оно будет выступать в отрицательной роли. Представим себе, как старая гусеница, которой так и не хватило в свое время смелости стать бабочкой, отговаривает юных пчелок, мотыльков и букашек лететь на далекую поляну, чтобы увидеть цветок, лепестки которого к ним принесло ветром… Перед нами типичный представитель семейства «отрицательных персонажей». Пусть гусеница и не делает ничего плохого – всем своим поведением она противоречит мечте и устремлениям главных героев.

Отрицательные персонажи не вызывают симпатию, не заставляют читателя сопереживать. Но, выступая статистами, они обогащают повествование: серая краска в сказочной палитре позволяет другим цветам заиграть еще ярче… Хотя серый здесь не значит блеклый и незапоминающийся: отрицательным персонажам никто не запрещает иметь смешную наружность и забавные повадки.

Конечно, не надо перенаселять свой мир отрицательными персонажами. Тогда веселая и поучительная история может обернуться сказочной антиутопией.

Следующий этап «сгущения красок» – это создание полноценного образа злодея, непримиримого противника главного героя. Такой персонаж, как правило, преследует исключительно собственную выгоду, прекрасно осознавая свои поступки. Злодей обычно предстает в хорошо знакомом, архетипическом образе: злая ведьма, жестокий хищник, эгоистичный король. Богатый выбор предлагает и русский фольклор: Баба-Яга, Леший, Кощей… Но всегда можно создать оригинальный и адаптированный для конкретной аудитории образ. Например, две сестры-колдуньи, Паутина и Ржавчина. С виду – две обычные старушки. Первая носит старомодную шляпку с вуалью, вторая – скрипучий веер… Любимое их занятие – оплетать паутиной горки и лесенки на детских площадках, заставлять ржаветь качели и карусели. Если полениться, не покрасить вовремя, не смахнуть метлой пыль и мусор – они тут как тут…

Наличие злодея – обязательное условие, если сказочная история – лишь начало эпического повествования, которое займет вас надолго.

Надо понимать, что присутствие злодея, противоборствующего начала, антагониста главного героя, ставит важнейший вопрос борьбы добра и зла: пусть в «упрощенной» или шутливой форме, с элементами декора, – но извечный. И относиться к этой теме следует со всей ответственностью.

В сказке, где есть герой и злодей, образуются как бы два полюса, которые определяют поведение всех остальных существ, населяющих этот мир. Отрицательные персонажи, помогая злодею, еще ярче демонстрируют степень своего заблуждения: ведь помогать тому, кто преследует лишь собственные интересы, – крайне глупо.

Как отличить обычного «отрицательного персонажа» от настоящего злодея? Самый наглядный критерий – поддается ли персонаж перевоспитанию. Если в конце сказки противник главного героя признает все свои ошибки, помогает их исправить и всячески старается влиться в жизнь коллектива – можно с уверенностью сказать, что перед нами просто отрицательный персонаж. Злодеев же нельзя переубедить – только изгнать из сказки.

Какие опасности подстерегают автора, приглашающего в свою сказку злодея? Парадоксально, но злодеи могут обладать большей притягательностью для читателя, нежели положительные герои.

Особенно, если образ главного героя прописан недостаточно ярко, если сказка изобилует нравоучительными подробностями – внимание и симпатия ребенка может переключиться на злодея. Который, в отличие от героя, волен поступать, как ему заблагорассудиться.

Для авторов, чьи отважные герои не побояться вступить в борьбу, мы составили своеобразную «Памятку злодея». Перечень условий, которые помогут создать логичный и убедительный образ, победа над которым будет действительно подвигом.

Памятка злодея

Злодей, как и главный герой, является носителем какой-нибудь ярко выраженной черты характера – в данном случае, отрицательной: зависть, злость, гордость и т.п.

Поступки злодея должны поддаваться объяснению. Он должен преследовать собственные, понятные для читателя интересы.

Лучше, чтобы образ злодея не казался слишком карикатурным, гипертрофированным. В противном случае, читатель может проникнуться к нему насмешливым сочувствием – и не сопереживать главному герою в его борьбе.

Опасно создавать и чрезмерно мрачный и натуралистический образ злодея. Он может попросту испугать юного читателя, надолго отпечататься в памяти.

Самый простой и наглядный вариант: злодей и главный герой представляют собой естественных врагов, олицетворяют противоборствующие стихии, явления: птица и змея, капля воды и огонь, лето – зима.

Мы предлагаем постоянным участникам Клуба – и всем желающим – воспользоваться приведенным советами и попробовать свои силы в создании оригинальных и запоминающихся злодейских образов, рассчитанных на юных читателей. Составьте небольшое емкое описание внешнего вида, характера, привычек и внушающий трепет список злодеяний. Конечно, не забудьте прояснить и мотивы их поведения.

Самые интересные работы будут опубликованы на страницах сайта в рамках следующего заседания Клуба, а самые талантливые авторы получат подарки от редакции журнала «Обруч».

Электронный адрес: online@obruch.ru

Следующее заседание Детского литературного клуба состоится 28 сентября.