Заседание второе

Создаем сказочный мир

Прежде чем приступить к изучению сказочного мироустройства, давайте подведем итоги нашего первого заседания.

Сэр Роберт и плюшевый Галилей

Роберт – игрушечный рыцарь, который живет в комнате одного мальчика. Мечта Роберта – вступить в орден Рыцарей Стеклянного Шкафа (в этом славном ордене состоят все фигурки рыцарей из папиной коллекции), но те смотрят на Роберта свысока. Может, потому что он – обычная детская игрушка, а они – настоящие взрослые коллекционные фигурки, или потому что Роберт потерял свой меч, когда гулял с мальчиком (рыцари думают, что из-за рассеянности, хотя на самом деле он пытался защитить мальчика от «железного монстра» – машины, проезжавшей мимо). Зато у Роберта есть настоящий друг – боевой конь Галилей. Галилей, может, и плюшевый, но по характеру – настоящий герой. Чем иногда утомляет других плюшевых обитателей дома, так как любит рассказывать героические истории и нередко хвастается своими подвигами.

К сожалению, автор не назвал себя.


Пузыришка

Пузыришка – это маленький мыльный пузырь, который оторвался от множества мыльных пузырей, запущенных детьми на летнем празднике. Пузыришка поднялся тогда выше всех! Ему понравилось лететь к солнышку, переливаясь в его лучах всеми цветами радуги. Когда ветер затихал, Пузыришка опускался вниз, а с новыми порывами – поднимался вверх. Он поворачивался то одним бочком, то другим, покачивался, блестел и сверкал на солнышке, и весь его вид как бы восклицал: «Вот я какой, вот я какой замечательный! Любуйтесь мной!» И все, кто замечал его, хлопали в ладоши и смеялись. Увидев, как много радости он приносит, Пузыришка решил путешествовать по миру и облететь как можно больше мест, чтобы везде люди могли им полюбоваться.

Когда Пузыришка устает лететь, то опускается на проплывающее мимо облако. Облака такие мягкие и пушистые, что достаточно пары часов, чтобы отдохнуть на них и выспаться, – и Пузырышка готов продолжать свой путь!

Г.И. Лунёва, О.А. Лунёва

Бантик по имени Прелесть

Прелесть – это ленточка, завязанная в бантик. Бантик не обыкновенный – он похож на прекрасный цветок: его ленточные лепесточки кажутся лепестками роз; а узелок-серединка – драгоценным камешком, сверкающим красными огоньками на солнышке.

У бантика есть подружка – маленькая девочка с длинной косичкой. Девочку зовут Машенька. Бантик очень старается, чтобы его подружка выглядела как можно привлекательнее. Он позволяет Машеньке прикрепить себя на голову или вплести в косичку. И когда девочка выходит на улицу, бантик очень гордится тем, что все вокруг: дети и даже взрослые – бросают на Машеньку восхищенные и восторженные взгляды.

- Ах, какая прелесть! Что за прелесть?! Вот это прелесть! – слышится со всех сторон.

Именно поэтому бантик решил: «Если все меня называют Прелесть, скорее всего, это мое имя».

Еще Прелесть любит и пошалить: он может зацепиться за веточку дерева, при этом больно дернув подружку за косичку; а может развязаться и спрятаться в траве и тогда Машеньке приходится долго его искать.

Г.И. Лунёва, О.А. Лунёва

Вверх Внизович

Вверх Внизович – обычный пожилой лифт. Он живет и работает в одном многоэтажном доме. Но, как это часто бывает с соседями, жильцы этого дома даже не знают, как его зовут. И особенно не замечают, пока он исправно выполняет свои служебные обязанности. Но стоит Вверху Внизовичу задуматься, перепутать цифры или не открыть дверь – возмущению жильцов нет конца.

Все свое свободное время лифт проводит на пятом этаже. Здесь живет добрая знакомая Вверха Внизовича – девочка Таня. Когда Таня рано утром отправляется в детский садик, или возвращается вечером с прогулки, Вверх Внизович терпеливо ждет ее на нужном этаже – и очень нехотя едет на вызовы других жильцов.

Таня с трудом дотягивается до копки «5» на панели лифта, иногда даже промахивается, но Вверх Внизович исправно зажигает нужную цифру, чем немало удивляет маму девочки.

Ирина Чукотина

 

Три котенка

Пушок, Серенький и Мурка – это три маленьких мечтательных котенка, которые очень любят играть с мальчиком Ромой.

Из всех троих, Пушок – самый музыкальный. Наиграется, ляжет рядом с Ромой и песенку замурлыкает. У него белая шерстка и зеленые глазки.

Серенький – пушистый, с коричневыми пятнышками, невероятный выдумщик. Он любит играть с заводными мышками и кататься на скейтборде, есть кукурузные палочки, конфеты и малину. Еще он мастер прыгать, бегать и кувыркаться.

У Мурки трехцветная шерстка: рыжая, белая и черная. Она любит есть вишню, колбаску и помидоры. Ей нравится играть в салки-догонялки с Ромой и его друзьями.

Роман Дарькин, 6,5 лет

Цыпленок Чико

Чико – это цыпленок розового цвета с золотистым клювиком. Он вылупился в курятнике из яйца в первый день Нового года. Любой, только взглянув на Чико, сказал бы, что тот необычайно красивый, вежливый и дружелюбный цыпленок. Но птицы в курятнике никак не могут привыкнуть к его розовым перышкам, сторонятся Чико и называют пугалом и дурачком. А он слушает мнение других цыплят и верит ему…

Но, чем старше становятся цыплята, тем обиднее делаются насмешки. И Чико не остается ничего другого, как покинуть родной курятник и отправиться на поиски места, где его будут ценить, уважать и где он будет нужен.

Афанасьева Анастасия, 10 лет

Мося и Казебод

Казебод – жукообразное насекомое преклонного возраста. Он ворчливо-добродушный, с седыми пышными усами, и очень медлительный. Живет в просторном цветочном горшке с кактусом. Казебод – большой ценитель водных процедур, но, так как кактус поливают редко, ему приходится периодически перебираться в другой горшок – с традесканцией. Это занимает у медлительного создания очень много времени, сказывается на настроении – и тогда он ворчит на своего соседа – червячка Мосю. Потом, когда приятный душ из опрыскивателя возвращает Казебода в добродушное состояние, они с Мосей, блаженно потягиваясь, греются под лучами солнца и беседуют о погоде.

У Казебода есть друг – мальчик Митя. Он всегда рассказывает Казебоду, что интересного было в детском саду или во дворе, и даже иногда берет Казебода в руки. Казебод внимательно слушает Митю и медленно перебирает лапками, ворочаясь на ладошке.

Митя очень любит абрикосы, а косточки от них складывает в горшок с кактусом вместо камешков. Казебод устроил под ними место для отдыха. Под косточками даже организована бильярдная, где Казебод с Мосей гоняют шарики пыльцы иголками кактуса. Правда, иногда иглы прокалывают шарики, и их приходится менять. Потом Мося уползает к себе домой, а Казебод отправляется спать под чешуйку шишки. Ее тоже положил в горшок Митя – и с тех пор Казебод спит исключительно под ней. Очень скоро кактус должен зацвести. Именно тогда в жизни Казебода и произойдет удивительное происшествие! Какое? Скоро узнаете!

Светлана Сергеевна Иваненко

Мы благодарим наших сказочников за интересные описания.

Учитывая, что это было первое задание нашего Клуба, мы продолжаем принимать работы всех тех, кто хотел, но не успел прислать свои работы. Новая дата подведения итогов – 9 июля.

Теперь перейдем непосредственно к теме нашего сегодняшнего заседания.

Любая хорошая сказка – это, пусть и маленький, но уникальный и самодостаточный мир – с тем окружением, которое в нем заложено, с неповторимой атмосферой, колоритом. Такое сказочное пространство напоминает планету Маленького Принца, описанную Антуаном де Сент-Экзюпери: каждый предмет, каждой явление, которому в повествовании уделено внимание, уникален, существует в сказке как бы в единственном экземпляре – а все вместе они образуют единое целое, самостоятельное сказочно-космическое тело…

Любой сказочный мир живет по своим, пусть и негласным, но от этого не менее строгим законам. И законы эти диктуются нам детскими ожиданиями, они сплетены из предчувствий чуда. Ведь та волшебная сила, которая превращает пастухов в принцев, лягушек – в царевен, трусов – в храбрецов, присутствует в сказке во всем. Любая начерченная мелом на стене дверь обязательно должна открываться, но, чтобы это происходило, важно не забыть нарисовать у двери ручку…

Деталям, которые оживляют сказочное повествование, мы и посвятим сегодня наше заседание.

Каждый ребенок интуитивно чувствует сказочные законы. Юного читателя можно удивить, но нельзя ввести в заблуждение. Фальшь и несоответствия обязательно раскроются.

Мир, в котором живут персонажи, может быть каким угодно по размеру: целая планета (или несколько планет, если героев ожидает настоящее космическое путешествие), страна, королевство, город, дом, коробка с игрушками – или лес, дерево, цветок… Но, независимо от масштаба, нет необходимости скрупулезно выписывать все подробности окружения. В этом и состоит одно из преимуществ сказки: достаточно дать пару ярких деталей, обозначить условия, не пускаясь в продолжительные объяснения всех причин. Например, если в центре повествования – лесное семейство (пчелиное, беличье или птичье), то вполне исчерпывающим может стать такое описание: «Они жили в дупле старого, совершенно сухого дерева. Лишь один зеленый листик неизменно появлялся каждую весну на ветке, прямо перед самым входом. А когда в лесу дул ветер, дерево скрипело так жалобно и раскачивалось так сильно, что все семейство дружно переживало за судьбу своего домика».

Важно заранее определить, какую роль будет играть окружение в сюжете сказки. Будет ли это хорошо знакомый героям мир (тогда можно больше внимания уделить взаимоотношениям между персонажами), или совершенно неизвестное место (и тогда читатели/слушатели вместе с героями смогут исследовать его). Мир не всегда может быть дружелюбен – особенно, когда требуется преодолевать множество преград и опасностей на пути к заветной цели.

В сказке найдется место любому природному или общественному явлению. Как самым простым: смена времен года, школа, семья – так и гораздо более запутанным: круговорот воды в природе, налогообложение и даже профессиональное разделение труда. Например, представим себе такую сказочную ситуацию: «Король одного сказочного королевства больше всего на свете любил сладкое. А, вслед за монархом, и все придворные перешли на сахарно-мучную диету. Поэтому подданные, чтобы проживать в этом королевстве, должны были приносить во дворец печенья и булочки собственного изготовления. И обязательное вкусные! Вот и приходилось кузнецам и портным, врачам и конюхам с утра до вечера упражняться в кулинарном искусстве. Жителей этого королевства легко узнавали повсюду, ведь им приходилось отправляться в путь в рваных камзолах на чахлых неподкованных лошадях, страдая от хронического насморка». Но, конечно, не стоит перегружать сказку чрезмерным количеством полезных подробностей. А любые новые сведения должны хорошо сочетаться с сюжетом и передаваться при помощи знакомых ребенку понятий.

При выборе антуража нет смысла колебаться между каноническим сказочным окружением (будь то восточный колорит «Тысяча и одной ночи», русские народные декорации или благородное рыцарство и коварное драконство) и реалистичной обстановкой (дом, улица, фонарь, сад, школа…). Именно сочетание разных элементов порой обладает наибольшей силой художественного воздействия. Например, добрые феи или волшебники вполне могут путешествовать по всему миру при помощи обычного лифта (чем обычнее лифт – тем волшебнее выходит путешествие), или вышеописанное лесное семейство может проживать по адресу «Скрипучая поляна, дерево 1».

Конечно, при всем многообразии элементов и их сочетаний велик риск поддаться эклектике: смешать джинов и джипы, кимоно и кикимор – но такой выбор всегда должен быть чем-то оправдан, выполнять какую-то функцию. Все повествование надо постараться выдержать в единой атмосфере, в одном сказочном (мифологическом, историческом) ключе.

Сказочный мир раскрывается не только в описаниях. Он передается и при помощи характеров героев, складывается из их поступков, воссоздается в диалогах. Сказочный мир – это и то особое настроение, которое царит в вашем произведении: хочется ли персонажам чаще смеяться, или грустить, или спорить…

Интересный сказочный мир сам по себе может стать героем. Малышу будет любопытно следить за жизнью воображаемого королевства, волшебного леса, узнавать новые подробности – или превносить свои личные открытия. Созданный самостоятельно, продуманный сказочный мир – лучшее игровое пространство. А лучшим украшением детской комнаты может стать подробная карта сочиненной вместе с малышом страны. События, регулярно происходящие в сказочном мире, воспринимаются и переживаются ребенком как вполне реальные явления. Наверное, лучше всего такое двойное сказочное гражданство описано в повести Льва Кассиля «Кондуит и Швамбрания».

Конечно, нам бы очень хотелось украсить стены редакции красочными картами ваших сказочных стран, испещренными детскими пометками «Осторожно! Злые волки!» или «Самые красивые цветы растут здесь», но мы прекрасно понимаем, каким кропотливым трудом и техническими сложностями обернулась бы подобная работа… Поэтому мы приготовили для наших читателей другое, не менее интересное задание.

В начале заседания мы упомянули прекрасную книгу «Маленький принц» Антуана де Сент-Экзюпери.
Мы приглашаем всех желающих попробовать свои силы и, взяв за основу родной мир Маленького принца и те планеты, которые герой посетил по пути к Земле, составить свои описания сказочных астероидов.

Задание не такое легкое, каким кажется на первый взгляд. На крохотном шарике может разместиться всего несколько предметов обстановки, растений или особенностей ландшафта. Поэтому ваша задача – кропотливо отобрать самые яркие и точные детали, дать небесному телу название, выбрать, кто мог бы жить на такой планете, и почему.

Самые интересные работы будут опубликованы на страницах сайта в рамках следующего заседания Клуба и самые талантливые авторы получат подарки от редакции журнала «Обруч».

Электронный адрес: online@obruch.ru

Следующее заседание Детского литературно клуба состоится 19 июля.