СЕМЕЙНЫЙ ПРАЗДНИК ЗАБЫТЫХ ИГР
(сценарий праздника для детей старшей группы)



Лариса Прокопьевна Савельева,
воспитатель, детский сад № 322 г. Красноярск


Ход праздника

Осень (ведущая):
Здравствуй, лес,
Дремучий лес,
Полный сказок и чудес!
Что в глуши твоей таится?
Что за зверь?
Какая птица?
Все открой, не утаи,
Ты же видишь – мы свои!

Здравствуйте уважаемые дети, папы и мамы, бабушки и дедушки! Приветствую вас на большом семейном празднике! Я – Осень! Золотая, хлебосольная, урожайная. В круг веселый встанем вместе и расскажем обо мне!

Игра «Передай листик – расскажи про осень»
По кругу передается осенний лист, дети вместе с родителями рассказывают об осени, читают стихи.

Осень: Смотрите гости мои дорогие, тропинка! А по тропинке кто-то идет...

Появляется Енисей-Батюшка.

Енисей-Батюшка:
Посмотрите на меня.
Угадайте, кто же я?

Дети и родители отвечают.

Могучие воды мои несутся через леса и горы.
На берегах моих – дом для птиц и зверей. Это – ...? (Лес!)
Я – Енисей-Батюшка.
Мое царство всех чудесней: шум воды и птичьи песни.
Мягкие перины мха и журчанье ручейка.
Скачут белочки-резвушки,
Еж бежит, шурша травой,
И медведи всем семейством
Топают на водопой.
Я со всем лесным народом разговаривать могу.
Тем, кто слаб, даю советы,
Замечаю все приметы!
А зачем вы пожаловали

В мое царство-государство?

Осень: Мы пришли полюбоваться красотой осеннего леса, с друзьями-зверятами встретиться, в веселые игры поиграть.

Енисей-Батюшка:
Лес мой – терем расписной!
 Проходите всей гурьбой!
 Звери здесь мои живут и, конечно, всех вас ждут.

Мои могучие воды несутся через города, поселки. Многие годы я с радостью наблюдаю, как на берегах моих играют в игры взрослые и дети. Стариков степенных видел, да речи мудрые их слушал. О том, как в старину играли, забавлялись. Любит честной народ веселье да удаль свою показать.
У меня туесок берестяной волшебный есть. Но что в нем – отгадайте.

Енисей-Батюшка показывает детям и родителям предметы.

Дети и родители: Городки, бита, платок, мяч, маски разные.
Енисей-Батюшка: Порадовали вы меня, гости дорогие! Да! Это народные игры. Вот вам и горелки, русская лапта, жмурки, городки, игры с мячом, игры-забавы.
Осень: Любимая всеми игра в жмурки имела разные названия.
В Овсянке – слепая сковорода, звонок. В Енисейске – жмачки, слепой козел. В Туруханске – куриная слепота. В Красноярске – кривой петух, круговые жмурки.
Сейчас мы поиграем в русскую народную игру – «Кот».

Игра «Кот»

Выбирается кот (водящий). Дети и родители ведут разговор с котом: «Кот, Кот, на чем стоишь?» – «На квашне!» – «Что в квашне?» – «Квас!» – «Лови мышей, а не нас!»Кот поворачивается три раза на одном месте и с закрытыми глазами начинает искать играющих.

Енисей – Батюшка:
Вот белка и зайчишка,
Колючий ежик,
Бурый мишка,
Сейчас мы их сказать попросим,
Как все они встречают осень.

Появляются названые звери.

Заяц:
Пора мне, зайчику, линять.
Пора мне шубку поменять.
Зимой быть серым не могу –
Меня заметят на снегу!
Боюсь я волка и лису!

Заяц достает из туеска палочку-выручалочку. Предлагает поиграть в игру «Черная палочка».

Игра «Черная палочка»

    Проводится игра. Выбирается водящий – ему предстоит «стоять в карауле». Остальным участникам необходимо спрятаться. Один из них забрасывает черную палочку как можно дальше. Пока водящий идет за палочкой, все прячутся. Водящий возвращает палочку на заранее поставленную колодку и начинает искать участников.
Задача спрятавшихся – внимательно следить за водящим и дождаться удобного момента, чтобы добежать до колодки, стукнуть по ней палочкой и проговорить «Черная палочка, спаси меня».
Задача водящего найти участников игры и первым «застукать» их палочкой по колодке.
Следующим водящим становится тот, кого «застукали», или последний из них.


Другой вариант игры: водящий закрывает глаза и считает, пока все прячутся. Отыскав одного из участников игры, водящий должен добежать до колодки и, назвав его имя, «застукать». Задача прячущихся – опередить водящего.

Белка:    
А я спешу, спешу, спешу.
Я на сучках грибы сушу.
Орешков делаю запас.
Вот так стараюсь,
В добрый час!

Белка достает из туеска мяч. Предлагает поиграть в игру «Зевака».

Игра «Зевака»
Игра проводится с родителями, дети выступают в роли болельщиков.

    Участники становятся на некотором расстоянии друг от друга. Один из них подбрасывает мяч и называет имя кого-то из играющих. Названный должен подбежать и поймать мяч, после чего сам подбрасывает его и называет другое имя.
Если участник не успевает поймать мяч, то он должен схватить его с земли и быстро бросить в одного из играющих. Участник, в которого попал мяч, получает два очка. Если бросавший промахнулся, то сам получает четыре очка. Тот, кто набирает двадцать или более очков,  – выбывает.


Медведь:
 В берлогу скоро лягу спать,
За осенью – зима опять.
Пусть мне во сне приснится мед,
Проснусь, когда весна придет!

Медведь достает из туеска две маски медведей. Проводится игра «Медведи с цепью».

Игра «Медведи с цепью»
На игровой площадке очерчивается круг – это берлога, где живут два медведя. Играющие ходят по площадке, наблюдая за берлогой. Медведи ждут удобного момента, неожиданно выбегают, держась за руки, на площадку, пытаются догнать участников.
Если медведи осалили игрока, то громко называют его по имени, берут за руки и быстро убегают в берлогу. Играющие могут выручить товарища: если они догонят медведей и дотронутся до руки одного из них, то те отпускают пойманного.


Ежик:    
Я тоже буду спать, как мишка,
Я поохотился за лето:
Грибы искал, мышей ловил.
Мне надо отдохнуть за это.
Устал я – выбился из сил.
Сучков себе я принесу,
Квартиру сделаю в лесу, проснусь –
Пойду встречать весну.
Опять охотиться начну.

Проводится пальчиковая игра «Хитрый Ежик».

Ежик, ежик, хитрый еж,
На клубочек ты похож. (сложить пальцы замком)
На спине иголки
Очень-очень колкие. (поднимать и опускать пальцы)

Хоть и ростом ежик мал,
Нам колючки показал, (повертеть ежика вправо и влево)
А колючки тоже
На ежа похожи. (поднимать и опускать пальчики)

На ежа мы поглядим,
Молочка ему дадим, (сделать блюдечко ладошками)
Но не тронем колкие
На спине иголки мы. (погрозить пальчиком)

Осень: Весело играли, прыгали-скакали, свою удаль показали. Подскажите, гости дорогие, какие игры-забавы вы знаете, чтобы отдохнуть и повеселиться.
(Краски, Фанты, Колечко, Молчанка, Веревочка, Камешек, Мережа, Соломинки, Солнце и Месяц, Дятел).

Игра «Дятел»
Выбирается водящий – дятел. Все встают в пары, образуя круг, дятел – посередине. Играющие ходят по кругу и говорят:
Ходит дятел у житницы,
Ищет зернышко пшеницы.

Дятел:
Мне не скучно одному,
Кого хочу, того возьму.

С этими словами он быстро берет за руку одного из играющих и встает в круг, оставшийся без пары – дятел.

Кикимора (из-за дерева): А-а-а, вот вы где! Все видела! Все слышала! Зачем пришли?
Осень: Ой-ой, носатая! Лохматая! Кто ты такая?
Кикимора: Я – Кикимора лесная, я здесь главная! Не меняй заяц шубку! (подходит к зайцу).  
Заяц: Меня тогда лиса и волк съедят!
Кикимора: Белка, не суши грибы и орехи!
Белка: А что я буду есть зимой?
Кикимора: Не ложись, медведь, в берлогу!
Медведь: Ты что, Кикимора, придумала? Как это я без берлоги зиму зимовать буду? Вот я тебе сейчас покажу... (гонится за Кикиморой).
Кикимора (дрожащим голосом): Нет-нет-нет, что ты, Медведушка, я пошутила! Ну, характер у меня такой: люблю делать гадости – большие и маленькие. Нет, большие не хочу! Лучше маленькие гадости – и много! Где веточку сломаю, где человека в глушь заведу, то лисе хвост прищемлю. (Гордо.) Вот, какая я!! 
Осень: Кикимора, у тебя друзья есть? Ты играть умеешь?
Кикимора: А зачем мне друзья? Я сама себе любимая!
Осень: Дети и взрослые, скажите, зачем нужны друзья?
Дети: Играть с другом, помогать друг другу, защищать друга.
Осень: А с тобой, Кикимора, кто играет?
Кикимора (грустно): Никто...
Осень: Тебя, Кикимора, кто в гости приглашает?
Кикимора: Никто… Дети, можно, я буду вашей подружкой, и вы научите меня играть. Хорошо?
Енисей-Батюшка: Что же, Кикимора, оставайся с нами, учись у природы, у детей наших, быть доброй:

Мне по нраву только тот, кто лесной мир бережет,
Кто березу не сломает и пичужку не спугнет,
Мухомор сшибать не станет и костер не разведет…
Кто всегда в моем лесу уважает тишину!

Осень: Енисей-Батюшка, наши дети и родители умеют беречь лес, любоваться красотой реки и ручейка. Вот послушай.

Один из детей читает отрывок из стихотворения
«Гость в лесу» Н. Красильникова:

Я на кусте у родника не тронул сетки паука,
Я поглядел на муравьев: у них домище – будь здоров!
Я долго по лесу шагал и никого не напугал,
Нигде воды не замутил, в лесу я только погостил!

Енисей-Батюшка: Встаньте в круг, друзья мои, а Кикимора раздаст вам волшебные листики с правилами.
1-я семья: Если в лес пришел гулять, свежим воздухом дышать – бегай, прыгай и играй, только, чур, не забывай…
2-я семья: Что в лесу нельзя шуметь, даже очень громко петь – испугаются зверюшки, убегут с лесной опушки.
З-я семья: Ветки дуба не ломай!
4-я семья: Никогда не забывай: «мусор с травки убирай!»
5-я семья: Зря цветы не надо рвать!
6-я семья: Из рогатки не стрелять! Ты пришел не убивать.
7-я семья: Бабочки пускай летают, ну кому они мешают?
8-я семья: Здесь не нужно всех ловить, топать, хлопать, палкой бить.
9 семья: Ты в лесу всего лишь гость, здесь хозяин – дуб и лось…
10 семья: Их покой побереги, ведь они нам не враги!

Енисей-Батюшка: А сейчас волшебная дудочка приведет нас к «чудо-дереву» с конфетами.

Взрослые и дети угощаются.

Енисей-Батюшка: Дарю вам интересную книгу «Веселые игры». Играйте и меня вспоминайте!
Енисей-Батюшка прощается, уходит в лес. Кикимора просит детей взять ее в детский сад, чтобы научиться дружить, играть, помогать  другим – быть доброй, веселой Кикиморой. Все дружно возвращаются из леса, Осень дарит всем волшебные желтые листики!