Филиппова Татьяна Николаевна,

учитель-логопед,

ГБОУ детский сад № 1125, СП «ЛЕКОТЕКА»,

г. Москва

Говорим с пеленок

Однажды ко мне подошла дочка и спросила: «Мама, а когда я начала говорить?» Не задумываясь, я ответила « С первого крика!» На меня посыпались новые вопросы. «Погорячилась…», – подумала я. И стала объяснять ей все шаг за шагом.

И тут меня посетила мысль – а как часто задумываемся мы, взрослые, над тем, чем пользуемся каждый день – над нашим языком. Мы на нем думаем, пишем, общаемся, шутим и отправляем смс. Помним ли мы, в суматохе будней, что это язык Пушкина, Есенина, Блока, Цветаевой, Петра I, Суворова, Кутузова, Рахманинова, Глинки, Чайковского и всех величайших людей России. Насколько он красив, богат, глубок и всемогущ и как ценен для каждого из нас… Помните, как у Ахматовой:

Не страшно под пулями мертвыми лечь,

Не горько остаться без крова,

И мы сохраним тебя, русская речь,

Великое русское слово.

А как все начиналось? Для Вас? Вашего ребенка? Речь начинает свое становление практически с первых дней жизни и проходит несколько этапов развития. Каждый родитель должен знать эти основные этапы. И обратить особое внимание, если что-то пошло не так.

Самым первым речевым проявлением является крик – приветствие этому миру от нового человека, пришедшего в жизнь. Первый крик носит рефлекторный характер и является реакцией на различные дискомфортные состояния (голод, боль, мокрые пеленки и пр.). У здорового новорожденного ребенка крик громкий, чистый, с коротким вдохом и удлиненным выдохом. А у детей с органическим поражением центральной нервной системы, у которых впоследствии выявляются расстройства речи, крик или пронзительный, или очень тихий, в виде всхлипываний, – или может отсутствовать вообще. Это первый сигнал насторожиться.

Обычно период младенческих криков длится от рождения до 2 месяцев. На 2–3 месяце крик начинает качественно меняться, и у ребенка появляется гуление и смех. Крик меняется в зависимости от состояния ребенка. Малыш по-разному сообщает маме о своих потребностях (чувстве голода, дискомфорте, болевых ощущениях и т. д.), и мама по интонации крика легко узнает, что нужно ее чаду. Именно в этот период начинает формироваться интонационный язык, которым ребенок будет пользоваться всю свою жизнь. Каждый день ваш малыш издает все новые и новые звуки – и наблюдать его становиться все интереснее.

Ребенок активнее гулит в присутствии взрослых, у него появляется улыбка и первый смех – повизгивание в ответ на эмоциональное общение с окружающими взрослыми, у ребенка формируется комплекс оживления (эмоционально-двигательная реакция на появление взрослого).

Гуление, которое отличается от короткого гуканья, представляет собой певучее произнесение цепочек гласных звуков, близких к [а], [у], [ы], часто в сочетании с согласными [г], [м]. Насторожить родителей в этот период должно отсутствие или недостаточность интонационной выразительности крика и гуления, однообразное тихое гуление; отсутствие смеха. Гуление – важный этап довербального (дословесного) развития речи. В это время, наряду с подготовкой речевого аппарата к произношению звуков, осуществляется процесс развития понимания речи, когда малыш учится управлять интонацией.

Здоровый ребенок рано начинает улавливать интонацию взрослого и реагировать именно на нее. Малыш улыбается, произносит удовлетворенные звуки, если взрослый говорит доброжелательным, ласковым тоном, и, наоборот, кричит, если взрослый сердится и в его голосе присутствует раздраженная, недовольная интонация. Ребенок еще не понимает смысла обращенной к нему речи, но чутко реагирует на интонацию. Общение между ребенком и взрослым строится на эмоциональной основе. Это и есть первые уроки родного языка.

Расцвет гуления приходится на 4–6 месяце жизни. К этому времени малыш уже осваивает национальную специфику эмоционально-выразительного звучания родной речи. Об этом говорит такой интересный факт: взрослые китайцы, датчане и американцы легко узнавали своих соотечественников среди полугодовалых малышей лишь по издаваемым ими звукам гуления.

Крайне негативно влияет на развитие ребенка недостаточность именно эмоционально-положительного контакта со взрослым, особенно – нарушение взаимосвязи матери с ребенком. Молчаливые взрослые или взрослые, речь которых бедна в эмоционально-выразительном плане, не вызывают у ребенка периода гуления, необходимого для нормального речевого развития познавательного интереса к внешнему миру. С такими взрослыми у ребенка не возникает потребности общения.

Возраст от 2 до 6–7 месяцев относят к числу критических. Поэтому положительные материнские эмоции в этот период нужны ребенку для его полноценного развития, как воздух. Разлука с матерью в возрасте с 6–7 месяцев и до 3 лет может привести к тяжелейшим расстройствам развития, которые выражаются в виде психической и физической отсталости.

Наиболее тяжелые и стойкие нарушения психики развиваются у детей, лишенных матерей во второй половине первого года жизни. Даже после усыновления, будучи окруженными любовью, заботой и вниманием приемных родителей, они испытывают большие трудности при выстраивании нормальных взаимоотношений с окружающими. Их поведение отличается агрессивностью, жестокостью, импульсивностью, что является признаками проблемного развития личности.

Следующая стадия – лепет – длится примерно от 5 до 9 месяцев и представляет собой многократное повторение слогов (ма, ба, па, да, на) под контролем слуха. Ребенок прислушивается к своему лепету и стремится повторить сочетания звуков, произносимых им самим (ма-ма-ма, ба-ба-ба и т. д.), роль слуха при этом весьма велика. Об этом говорит тот факт, что при врожденной глухоте у ребенка имеет место стадия гуления, но характерным является постепенное угасание звуков и полное отсутствие лепета.

При лепете развивается длительность выдоха, активизируется слуховое внимание. Часто в лепете можно услышать звуки, которых нет в родном языке, а часть звуков вообще невозможно воспроизвести. Интересно, что все дети, независимо от национальности, лепечут одинаково, и только позднее они начинают говорить на том языке, на котором говорят окружающие ребенка люди.

К 9–10 месяцам, кроме отдельных звуков и звукосочетаний, у ребенка появляются первые лепетные слова. Обычно они состоят из двух одинаковых слогов: мама, папа, баба, дядя. Считается, что на этой стадии ребенок наиболее чувствителен к интуитивному усвоению родного языка. Данный этап рассматривается как сензитивный (наиболее благоприятный) период для развития речи.

К концу второго полугодия появляется так называемая предметно-отнесенная речь – умение узнавать в словах названных людей и предметы. Услышав название любимой игрушки, ребенок поворачивает к ней голову, а иногда и указывает на нее рукой. Чуть позже ребенок начинает уже сам требовать от родителей называть все, на чем останавливается его взгляд. Многие мамы помнят бесконечные хождения по дому с малышом и указательный жест, заменяющий вопрос: «Что это? А как это называется?» Этому занятию стоит уделить столько времени, сколько хочет ребенок. Это тоже уроки языка.

К концу первого года или в начале второго ребенок обычно произносит свое первое настоящее слово, осознанно начиная пользоваться речью. К году словарь состоит из 9–12, а иногда и большего количества слов (кис, му, ав, ам и др.). В большинстве случаев девочки начинают произносить слова раньше мальчиков. То же можно сказать и о появлении фразовой речи. Около 1,5–2 лет дети начинает говорить отдельными короткими фразами.

Речь продолжает развиваться по подражанию, поэтому очень важно, чтобы речь окружающих ребенка взрослых была четкой, правильной, без длинных и сложных фраз, одним словом, служила бы образцом для подражания. Мамы детей с ускоренным речевым развитием, как правило, выражаются четко, внимательно реагируют на высказывания малыша, подхватывают высказанную им мысль, уточняя и расширяя ее.

К 2 годам активный словарь, то есть те слова, которые ребенок уверенно использует в своей речи, уже насчитывает примерно 250–300 слов, а к 3 годам он быстро увеличивается и достигает 800–1000 слов. Речь становится уже полноценным средством общения.

К концу 3 года жизни ребенок может правильно произносить большинство звуков родного языка, но в его речи, как правило, еще нет шипящих звуков ([ш], [ж], [ч], [щ]) и звуков [р], [рь] и [л]. Это является допустимой физиологической нормой для этого возраста и не расценивается как нарушение речи. Наряду с этим, в данном возрасте уже можно заметить неправильное формирование отдельных звуков, например, межзубное произношение свистящих согласных звуков [с], [сь], [з], [зь], [ц], заднеязычное произношение звука [р]. Многим родителям почему-то очень хочется, чтобы их малыш как можно быстрее начал произносить именно звук [р], при этом они не учитывают особенности артикуляционного аппарата ребенка. Часто в этом возрасте у ребенка еще недостаточно натренированы мышцы кончика язычка и звук [р] получается при смыкании задней части языка и мягкого неба. Звук при этом получается горловой. Этот звук – неправильный и достаточно трудно поддается исправлению.

Для правильного произношения звука [р] необходим хорошо натренированный кончик языка, который может легко вибрировать за верхними зубами, и достаточно длинная подъязычная связка, которая дает возможность язычку легко подниматься к небу.

К 5 годам активный словарь увеличивается до 2500–3000слов, фраза удлиняется и усложняется, и у большинства детей заканчивается процесс формирования звукопроизношения.

К 7 годам ребенок правильно произносит все звуки родного языка, имеет достаточно богатый словарный запас и практически овладевает грамматически правильной речью.

Любое отклонение от нормы нуждается в консультации специалиста. Чем раньше выявлено нарушение, тем быстрее и легче его удается исправить.

Любите наш родной язык, прививайте эту любовь своим детям и учите их говорить правильно. И, кто знает, может именно они пополнят список великих людей, прославивших русский язык.