Гришаева Наталия Петровна

Ст. научный сотрудник ИС ФНИСЦ РАН

Автор Технологии эффективной социализации

Президент Ассоциации «Педагогическое сообщество ТЭС»

Левина Ирина Олеговна

Ст. воспитатель ОАНО «ЦО» Лучик»

Учредитель Ассоциации «Педагогическое Сообщество ТЭС»

Почетный работник общего образования

 

Траектории развития духовно-нравственных ценностей в образовательной организации

 Развитию духовно- нравственных ценностей в дошкольной педагогике всегда уделялось большое внимание и закономерно, что на эту тему было опубликовано множество солидных монографии и статей. Однако в последние несколько десятилетий мы наблюдали тенденцию другого рода. Вопросы духовно- нравственного развития детей дошкольного возраста отошли на второй план и все большее внимание уделялось развитию интеллектуальных способностей. Возможно, это было связано с тем, что духовно-нравственные ценности в обществе менялись столь стремительно, что педагогам было сложно осознать их изменения и перестроиться. К тому же у многих родителей появилась возможность вкладывать силы, время и средства в интеллектуальное развитие детей, а духовность и нравственность не воспринимались уже как ценность, которой необходимо специально уделять внимание. Для родителей основным критерием выбора детского сада стало учреждение, в котором готовят детей к школе, т.е. развивают интеллектуальную сферу, что в свою очередь побудило педагогов еще в большей мере сосредоточиться на интеллектуальных занятиях.

 Изменение вышеуказанных тенденций побудило нас провести ряд социологических исследований, касающихся реальной значимости нравственного воспитания в семье и образовательной организации. Анализируя представления родителей о значимости духовно-нравственного воспитания детей в семье, мы можем сделать следующий вывод: подавляющее большинство родителей отметили его важность и значение в формировании таких нравственных качеств как сочувствие, сострадание, благодарность. Однако, анализ вопросов, связанных с реальным поведения родителей в ситуациях, в котором могли бы формироваться вышеперечисленные качества у детей показал, что большинство родителей предпочитают не вмешиваться в такого рода ситуации. В данном случае это было ожидаемо, поскольку нравственный климат во всем обществе изменился именно в эту сторону.

 А что же педагоги? Стоит заметить, что в методических пособиях для детского сада по-прежнему декларировались традиционные ценности, хотя времени и возможности для формирования и проявления этих ценностей в реальной жизни становилось все меньше. Например, еще двадцать лет назад практически в каждой группе детского сада были растения, животные, огороды на подоконниках, участки с грядками, «живые уголки». Дети занимались хозяйственно- бытовым трудом, что позволяло формировать такие нравственные качества как трудолюбие, ответственность, экологическое сознание и т.д. В настоящее время все это практически исчезло из дошкольных учреждений. Особенно это стало заметно в крупных мегаполисах. И здесь главную роль сыграла не столько проблема безопасности детей, о которой декларировалось в СаНПиНе и других установочных документах, сколько обесценивание духовно-нравственных ценностей в общественном сознании. Таким образом, это привело к полному отсутствию трудовой деятельности у дошкольников и как следствие обесцениванию труда как одной из основных духовно-нравственных ценностей.

 Из соображений безопасности детям, практически, запретили ходить на экскурсии в природную среду, в разновозрастном сообществе играть на участке, где как раз и происходила передача жизненного опыта и формирование таких нравственных качеств как: забота, умение разрешать конфликты, уступать друг другу, договариваться и т.д. Все духовно нравственное развитие детей, в основном, свелось к чтению художественной литературы и беседам о добре и зле и другим нравственным категориям.

 В настоящее время в связи с изменением социальной ситуации в России сложилась потребность в переосмыслении значимости духовно-нравственного воспитания наряду с другими направлениями и сферами жизни дошкольников. В связи с чем перед педагогическим сообществом стал вопрос повышения приоритета духовно-нравственных ценностей и возврата к нашим истокам и корням и традициям духовно-нравственного воспитания будущего поколения. Перед педагогами и родителями стала непростая задача как в современном мире вернуться к истокам и сформировать нравственные качества на основе исконных духовно-нравственных российских ценностей. И можно ли вообще в современном мире при современных технологиях в современном ритме жизни вернуться к таким корням? И что вообще представляют из себя эти корни, связанные с традициями русского народа?

 В публикациях последних лет появилось представление о том, что целесообразно рассматривать традиционные духовные ценности через такие категории как добро, зло, справедливость, милосердие и т.д. Затем эти представления были изложены в методических пособиях, которые предлагали алгоритмы бесед на вышеуказанные темы. Но как известно духовно-нравственное развитие ребенка по большей части происходит не через разговоры о духовности и нравственности, а через примеры, прежде всего через примеры взрослых, через проблемные ситуации , возникающие в процессе социальной жизни группы, и накопления собственного жизненного опыта в процессе их разрешения.

 В данной статье мы хотим поделиться своими представлениями о том, что препятствует формированию духовно-нравственных ценностей в образовательной организации в настоящее время и представить накопленный опыт в сфере развития духовно-нравственных ценностей через «Технологию эффективной социализации» Гришаевой Н.П., которая в настоящее время включает в себя семнадцать технологий, таких как: Ситуации месяца Зачин, Клубный час, Спортивный час, Интеллектуальный час, Мастерские, Заключительные праздники по «Ситуациям месяца», Ежедневный круг рефлексии, Технология «К родителям через детей», Проблемные педагогические ситуации, Дети-волонтеры, Социальные акции / вернисаж на заборе, Волшебный телефон, Развивающее общение, Телемост, Календарь Ситуации месяца, Обучающие тренинги для воспитателей.

Федеральная Образовательная программа дошкольного образования поставила перед дошкольным образование цель: … «разностороннее развитие ребенка в период дошкольного детства с учетом возрастных и индивидуальных особенностей на основе духовно-нравственных ценностей российского народа, исторических и национально-культурных традиций[1]…»

По мнению автора «Технологии эффективной социализации» духовно – нравственными ценностями, которые возможно развивать в дошкольном возрасте и в условиях образовательной организации являются:

  1. Передача социального опыта духовно-нравственных ценностей от старших детей к младшим, от воспитателей разных поколений к детям, от родителей, от бабушек и дедушек.

 Возникает вопрос, а возможно ли это осуществить в пространстве детского сада? Это может произойти, если в детском саду возникнет единое сообщество детей и взрослых, где сотрудники детского сада будут рассказывать детям о своей жизни, делиться своим опытом, принимать участие в жизни группы. Хорошим приемом может стать интервьюирование сотрудников детьми на такие темы как: «Любимое место в городе», «Что такое доброе дело?», «Как найти себе друга?», «Как позаботиться о домашнем питомце» и т.д., а также поздравление каждого сотрудника детского сада с разнообразными значимыми событиями в их жизни и помощь в хозяйственной деятельности.

В огромной степени этот вопрос разрешается в процессе проведения таких Технологий как «Клубный час», «Мастерские», «Спортивный час», которые проводятся регулярно, несколько раз в неделю и предоставляют детям возможность передавать опыт от старших детей к младшим, от родителей детям.

 Еще один эффективный способ взаимодействия детей с людьми разных поколений это регулярные встречи с интересными людьми, которые в доступной для детей форме могут передать свой жизненный опыт.

  1. Приучение детей к совместному труду со взрослыми.

 Если мы говорим о духовно-нравственных ценностях российского народа, то одной из самых важных ценностей было приучение детей к труду с раннего возраста, в совместной деятельности со взрослыми. Данная задача в настоящее время вообще никак не решается в дошкольной организации. Во многих учреждениях отменены дежурства по группе, дети перестали заправлять кровати, исполнять небольшие трудовые поручения взрослых. Сейчас совершенно нет времени на то, чтобы дети помогали воспитателю подготовиться к занятию, вместе навести порядок в группе, сортировать мусор, убирать посуду и т.д. Очень многое из вышеперечисленного на сегодня вообще запрещено делать детям. Возникает некий парадокс: с одной стороны мы говорим о том, что надо возрождать ценности, а с другой запрещаем это делать. Вывод напрашивается один: надо менять инструкции, менять установки воспитателей и разрабатывать новые способы включения детей в трудовую деятельность. Например, возродить огороды, «живые уголки», где дети самостоятельно и регулярно могли бы заботиться о растениях и животных. Например, дать детям возможность самим покрасить свою веранду, подготовить локации для Клубного часа или Мастерских и создать в них реальный продукт, который будет иметь социальную значимость. Для того, чтобы совместный труд стал реальной ценностью необходимо создать условия, ведь на примерах из художественной литературы и мультфильмах данную ценность не сформируешь.

  1. Приоритет коллективного решения над индивидуальным.

 Здесь главным инструментом для решения данной задачи является технология «Круг». В последние годы проведение Круга утреннего и вечернего стало обязательной частью режима дня детского сада. Но как с помощью Круга можно сформировать данную ценность? Для этого необходимо проводить Круг определенным образом и на определенные темы. Ведь прежде всего Круг учит детей вырабатывать коллективные мнения по всем вопросам жизнедеятельности в группе, начиная с правил и их визуализации и заканчивая обсуждением и принятием решения по вопросам нравственного характера. Очень важно, чтобы Круг стал для детей возможностью без страха высказать свое мнение по любому вопросу. Важно использовать Круг для формирования духовно-нравственны ценностей, а не превращать его только в инструмент планирования деятельности детей на день и обсуждения вопросов дисциплины. Ведь только коллективное обсуждение значимых ценностей, которые определили для себя дети данной группы, потом будут воплощены в их жизнь. Показателем «приоритета коллективного решения над индивидуальным» может стать такое высказывание большинства детей группы на Кругу: «Это хорошо и правильно, потому что мы так решили». При формировании данной ценности, конечно, нельзя забывать о значимости мнения родителей по вопросам жизнедеятельности группы и особенно по вопросам нравственного характера.

 Для этого автором была разработана и апробирована технология «К родителям через детей», где в конце каждого Круга, связанного с духовно-нравственными проблемами, задавался вопрос к родителям по теме Круга. Например: «Дети, спросите у родителей, надо ли просить прощение у того, кого ты обидел?», и затем на следующем день на утреннем Кругу дети делятся ответами родителей на эту тему. Таким образом, семья «незримо присутствует» в группе и, наряду с педагогами, участвует в процессе развития духовной сферы дошкольников.

Наряду с Кругом целесообразно использовать разные инструменты: «Волшебное кресло размышления», «Волшебный коврик примирения», «Групповые правила», «Ритуалы и традиции» группы и т.д. Нами было замечено, что данные инструменты дети «переносят» домой и родители удивляются, что дети, даже дома, в ситуации семейного конфликта, предлагают родителям сесть в круг, обсудить данную проблему и вынести коллективное решение. Это и есть тот коллективный импульс решения вопросов, он идет через детей к родителям и реально формирует в сознании ребенка «приоритет коллективного мышления над индивидуальным».

  1. Четко установленные границы нравственных норм.

 В современном обществе данные границы размыты. Во многом их вообще практически не существует, что приводит к разного рода нарушениям, которые напрямую связаны с гражданской или уголовной ответственностью. Дети дошкольного возраста еще не совершают таких поступков, которые бы попадали под статьи того или иного Кодекса, значит задача образовательных учреждений познакомить детей с правилами и границами нравственных норм для того, чтобы во взрослой жизни они не переступали эти границы. В настоящее время у детей в детском саду просто нет возможности познакомиться с границами нравственных норм через получение жизненного опыта и принятия собственного решения. «Технология эффективной социализации» включает в себя специальные развивающие события, которые формируют у ребенка умение следовать правилам, самоопределение, психологическую устойчивость и т.д.

Одно из них- технология «Проблемно-педагогическая ситуация». Данная ситуация проектируется таким образом, что ребенок попадает в ситуацию неопределенности, максимально приближенной к жизни, в которой ему необходимо принять собственное решение. Данная ситуация проводится без присутствия взрослого и предполагает обязательное проведение после нее Рефлексивного круга с целью осознания ребенком, принятого решения или совершенного действия. Возможно, что данное решение, может не совпадать с мнением других детей. Для того, чтобы пришло осознание правильности или неправильности выбранного решения и для того, чтобы накопился жизненный опыт, и проводится Рефлективный круг, где ребенок анализирует то, что он делал, слушает, что делали другие дети, самостоятельно делает вывод о своих действиях.

Именно такое реальное погружение в ситуацию неопределенности помогает ребенку выстроить правильные границы нравственных норм. Чем реальнее ситуации, чем сложнее ребенку принять решение, тем тверже становятся его убеждения, что он может, и ему необходимо соблюдать границы. Проблемно-педагогическая ситуация проводится в группе столько раз, сколько необходимо детям этой группы для формирования данной нравственной нормы.

По результатам социологических исследований в последнее время в образовательных организациях в девяноста процентах случаев эти границы контролируются воспитателями, которые просто «одергивают» детей и сообщают, как надо поступить в той или иной ситуации. В этих условиях невозможно сформировать свою нравственную позицию и понять, как не выходить за границы дозволенного. В чем мы видим выход их этой ситуации? В старших группах детского сада воспитателю необходимо занять позицию «тренера по социальным навыкам». Из этой позиции он сможет моделировать или использовать спонтанно возникшие ситуации неопределенности, где дети путем проб и ошибок на практике усвоят границы нравственных норм и смогут в дальнейшем регулировать свое поведение. Может возникнуть вопрос, а зачем в дошкольном возрасте так четко формировать эти границы и возможно ли это? К тому же многие родители не уверены, что это необходимо делать в дошкольном возрасте. Все дело в том, что в современном обществе эти границы размыты и нет определенности по многим вопросам, которые раньше были четко определены. Чем осознаннее ребенок проживет ситуации неопределенности в дошкольном возрасте, тем быстрее он научить действовать самостоятельно в соответствии с установленными нравственными нормами. А в процессе взросления, в подростковом возрасте, когда родители, педагоги и учителя уже практически не могут влиять на поведение ребенка, такие дети не будут выходить за границы нравственных норм и правил, принятых в данном обществе. Ведь все эти границы ребенок усвоит еще в дошкольном детстве, где он имел возможность осознанно тренировать их соблюдение. Естественно, что здесь мы имеем ввиду границы, которые, прежде всего, соотносятся с вопросами безопасности и традиционными нормами и правилами жизни в обществе. Известно, что там, где нет нравственных границ наступает хаос и полная деградация общества.

  1. Любовь к отчему краю.

 Если говорить про дошкольные учреждения, то из вышеперечисленных ценностей этой ценности уделяют наибольшее внимание. Воспитанием любви к отчему краю практически занимаются все образовательные организации. Единственное, что не принимают во внимание педагоги, это то, что в каждом возрасте понятие любви к «отчему краю» специфическое. Если ребенку два -три года, то любовь к отчему краю проявляется у него на уровне, прежде всего, любви к матери и «ритуалов», которые приняты в данном обществе. Например, как садиться за стол, в какие игрушки играть, как общаться с другими детьми, как относиться к животным и растениям и т.д. Все это запечатлевается в его сознании как некоторые факты его жизни, как «образ Родины». Когда ребенку три- четыре года, для него «образ Родины» это растения, животные, которые его окружают. Это сказки, песенки, иллюстрации, которые отражают традиции того общества, в котором он живет. Ведь, если спросить ребенка, вернувшего вместе с родителями из путешествия, что ему там понравилось, то ребенок, как правило, будет говорить не о достопримечательностях, а о том, что видел кошечку, или, что ему купили интересную игрушку. И это для него и будет «образом Родины». Только, начиная с пятилетнего возраста, можно по-настоящему говорить о чем-то, что соответствует понятиям патриотизм и гражданственность. Понимая эти особенности возраста, педагогам необходимо учитывать и уровень восприятия и включенности детей при проведении патриотических мероприятий.

 Дети пяти-семи лет, конечно, могут принимать участие в патриотических акциях, которые проводятся в их ближайшем социуме и иметь представления о государственных праздниках. Наряду с этим достаточно эффективно проходят встречи с интересными людьми, на которых проходят беседы о том, какой вклад внесли наши предки в развитие той или иной местности. Для этого возраста очень важны трудовые мероприятия, связанные с благоустройством города или села, особенно если это происходит вместе со взрослыми, например, волонтерами. И тогда взрослые волонтеры смогут передать дошкольникам опыт настоящей любви к отчему краю и понимание необходимости и важности заботы о нем. В «Технологии эффективной социализации» четко прописан алгоритм проведения «Социальных акций» и «Волонтерского движения», основной задачей которого является обязательная демонстрация детям конечного результата их деятельности. Ведь именно таким образом, в сознании детей возникает гордость за совершенный поступок и потребность осуществлять это в дальнейшем вместе со взрослыми.

  1. Бережное отношение к природе через развитие чувства сопричастности к ней.

От чего рождается любовь к природе? Конечно, из знаний о ней и чувств, связанных с этим. Чем больше ты знаешь об особенностях природы своего края, о том, как растет то или иное растение, какими удивительными свойствами оно обладает, какую пользу может принести человеку, тем ближе и любимее оно становится. Как же мы знакомим детей со всеми этими понятиями, ну, конечно, через сказки, песни, легенды, символы, через чувства, которые мы испытываем по отношению к тому или иному природному объекту. Например, рассказывая о березе, лучше начать беседу не с того, что это лиственное растение, а с того, почему мы считаем Березоньку символом России? Задать детям вопросы, связанные с развитием у них эмоциональной сферы. Например: «Как вы думаете на что похожа береза?», «Спросите у родителей, почему наша Березонька -символ России?», «Как вы думаете, что чувствует Березка летом, осенью?» «А вы знаете песни, сказки про березу?» Это, условно говоря, обожествить природу, вспомнить, как предки общались с природой. Например, подходя к колодцу с водой они просили: «Батюшка-колодец, дай воды». Таким образом, дети учатся любить природу через сопереживание, через заботу о ней, а не через дидактические игры, типа «От какого дерева лист?» или «Найди лишнее».

 Важно вернуть детям огороды, «живые уголки», фруктовые сады, чтобы дети видели, как из маленького семечка сначала вырос тоненький стебелек, который необходимо окружить заботой, а потом появится вкусный плод, который принесет радость. Именно это и приближает детей к природе, воспитывает бережное отношение к ней. Все это, конечно, необходимо подкреплять примерами народного фольклора (пословицами, поговорками, сказками про русскую природу, про наших предков, которые поклонялись природе, заботились о ней). Для формирования данной ценности необходимо помнить и о влиянии человека на окружающую нас природу. Для это необходимо подбирать специальные литературные и художественные произведения, где написано и показано, что случается тогда, когда человек наносит вред природе. Например, как переживает веточка, которую сломали, как тяжело муравьям, если на их муравейник набросали мусор и не убрали. Бережное отношение к природе должно формироваться не столько на уровне правил поведения, хотя это тоже необходимо, сколько на уровне эмоционального сопереживания, удивления, восхищения ей.

  1. Почитание и гордость за предков.

 По данным социологического исследования этому уделяется некоторое внимание в образовательной организации. Например, детям и родителям предлагают поучаствовать в семейном проекте «Родовое древо», но как правило в нем указываются только фактологическая информация, а не то, что может затронуть чувства детей. Иногда организуются фотовыставки о своих предках, но как правило все это проводится на скорую руку, в рамках какой-то проектной или конкурсной деятельности без проникновения в душу ребенка.

Мы предлагаем в рамках Ситуации месяца «Семья и мои корни» повесить в группе карту России, где каждый ребенок сможет стрелочками отметить, откуда в его населенный пункт приехали предки, безусловно это пробудет интерес и желание больше узнать о своем роде, увлечет детей, расширит их кругозор, позволит с другой стороны посмотреть на свои родовые связи. Появится много вопросов для обсуждения, например, а как твои предки добирались до Москвы из Владимирской области, а как твои - из Сахалина? Детям захочется на карте проследить этот маршрут. Очень ценно собрать весь опыт дошкольных организаций по деятельности в данном направлении, возможно даже объявить всесоюзный конкурс эту тему и обобщить полученную информацию в виде педагогического пособия, чтобы оно стало достоянием всей дошкольной общественности.

  1. Иерархичность родовой системы.

 Данная ценность всегда считалась в России традиционной, было принято почитание старших младшими. Современные социологические исследования показывают, что в мегаполисах около тридцати процентов родителей на первое место в семейной системе ставят ребенка и все жизненные процессы семьи выстраиваются вокруг него. Такого никогда не было в традиционной русской культуре. На первом месте стоял патриарх рода, а дети занимали в этой системе самую последнюю ступеньку, т.е., чем младше был ребенок, тем менее значимым в семье он был. Об этом мы знаем из литературных произведений, из мемуаров известных людей, их воспоминаний наших предков. Например, если семья садилась за трапезу, то традиционно первая ложка из общей чаши была у патриарха рода, потом у мужчин, потом у женщин и только в последнюю очередь у детей. При такой системе ценностей каждый ребенок стремился вырасти, выучиться, овладеть всеми знаниями и мудростью, понимая, что только в этом случае он будет достоин занять место патриарха. При таком укладе не страшно было быть стариком, не страшно стареть. В современной семейной системе на первом месте стоит ребенок, для него все дары и все ресурсы семьи. В связи с чем у детей, как правило, происходит обесценивание всех благ, которыми окружают их родители. Дети не хотят взрослеть, потому что знают, что взрослого человека никто не будет окружать такой заботой и таким вниманием. Чем взрослее ты становишься, тем меньше получаешь заботы и внимания от других. При таком положении вещей возникает нежелание становиться взрослым, создавать семью, растить детей, а также со временем терять свою значимость в семье и обществе.

 Понятно, что в современном обществе традиционную российскую иерархическую систему нерационально возрождать в полном объеме. Быстро меняются правила, принятые в обществе, информацию и социальный опыт младшее поколение перестало получать от старшего, а патриарх семьи не является кладезем мудрости и источником социального опыта. В настоящее время в большинстве семей источником информации и мудрости стал гаджет. И действительно, двухлетний ребенок может научить свою бабушку и тем более прабабушку пользоваться гаджетом. Что произойдет, если современную семью лишить возможности использовать гаджет? Скорее всего нарушится весь уклад современной жизни, возможно, у некоторых даже может наблюдаться что-то вроде психических расстройств из-за потери связи с миром. Получается, что информацией владеет молодое поколение, а не старики, следовательно, молодое поколение учит старшее. Как же тогда возродить принцип иерархичности родовой системы, где будет сформирована связь поколений, где старшее поколение будет чувствовать себя счастливым, где младшее поколение будет гордиться и почитать своих предков и быть благодарными им?! Основная задача при формировании данного принципа это как поднять престиж старшего поколения и как «счастье» ребенка не сделать смыслом жизни семьи. Мы предлагаем использовать возможности «Технологии эффективной социализации», например «Клубный час», «Мастерские», которые позволяют приглашать людей в возрасте с целью научить детей чему-то интересному. Важно, чтобы дети увидели, что старшее поколение обладает чем-то таким, чем не обладают они сами, их родители или герои компьютерных игр. Это могут быть какие-то необыкновенные истории, сказки, коллекции, способности и т.д. Если приглашать таких людей сложно, то необходимо создать целую серию видео с такими сюжетами о наших бабушках и дедушках.

  1. Толерантность к людям разных национальностей.

 Поскольку наша страна является многонациональной, то развитие толерантности в особенности является очень важной задачей. В современном обществе существует множество разногласий, связанных с национальными вопросами. Недаром данная задача всегда была в сфере внимания дошкольных педагогов. Замечено, что дошкольный возраст- самый сенситивный период для формирования толерантности к людям разных национальностей. С чем это связано? У детей дошкольного возраста нет представлений о том, что люди могут различаться по национальному признаку. И, вообще, в сознании дошкольника нет такого понятия как «национальность», поэтому формирование толерантности не представляет проблемы. Как правило, дети достаточно поздно начинают замечать национальные различия, и лишь в возрасте десяти-одиннадцати лет у них возникает настоящий интерес к принадлежности человека к той или иной этнической группе. Если у ребенка еще в дошкольном возрасте сложилось адекватное отношение к людям разных национальностей, то в будущем это и будет скорее всего являться основой толерантности. Для этого необходимо рассказывать детям как люди разных национальностей всегда уживались друг с другом, дружили. На Кругах мы обращаем внимание детей на то, что в одну группу детского сада ходят дети разных национальностей, предлагаем им рассказать про свою национальную культуру, национальные особенности. Проживая Ситуацию месяца «Я-живу в России», мы организуем «Фестиваль культур народов России», где родители вместе с детьми показывают и рассказывают о своей культуре. Такое взаимодействие детей на уровне группы позволяет сформировать дружеское, адекватное отношение к национальным особенностям, образу жизни и традициям разных народов.

  1. Доброта, милосердие, сострадание.

 Нами накоплен тридцатилетний опыт работы по «Технологии эффективной социализации», в основе которой заложено формирование социальных ролей на основе духовно-нравственных ценностей и жизненных компетенций детей старшего дошкольного возраста. Решения этих задач осуществляется через проживание детьми Ситуаций месяца. Из термина понятно, что каждая специально смоделированная ситуация длится один месяц. А каждый месяц посвящен проживанию определенной роли на основе традиционных духовно-нравственных российских ценностей.

Первого сентября дети собираются в детский сад, формируется группа и образуется новый коллектив. Возможно, у детей меняются воспитатели, место жительства, поэтому наша первая ситуация - «Мой дом - детский сад» посвящена именно этому. Основная цель - формирование позиции: «Я-член коллектива».

 После того как сформирован детский коллектив и на общем Кругу приняты правила группы, у детей возникает возможность коллективно решать возникающие проблемы. Например, как подружиться, как попросить прощения, как поступить, чтобы тебя приняли в игру, как утешить друга и т.д.

 После этого начинает формирование следующей социальной роли- «Я- горожанин/селянин». Этому посвящен весь октябрь. Мы учим детей заботится о своем городе, изучаем правила безопасного поведения в социуме, узнаем интересные факты о своей «малой Родине», рассказываем о значимых людях и достопримечательностях. Таким образом, мы создаем условия для развития чувства гордости и любви к «малой Родине.

 В ноябре в Ситуации месяца «Я - житель земного шара» основной целью работы с детьми становится зарождение интереса к жизни разных народов и первостепенной значимости своей Родины в мире. Каждая группа проживает в течение месяца в определенной культуре и традициях, получает знания о прошлом и настоящем данной территории. В результате проживания данной ситуации у детей зарождается интерес к культуре и природе других стран, традициям и обычаям, формирует потребность в новых знаниях.

Ситуация месяца «Рождественский подарок» напрямую связана с развитием у детей чувства сострадания, добра и милосердия. На протяжении всего месяца мы обсуждаем с детьми что такое добро, что такое доброта, вместе с родителями участвуем в социальных акциях милосердия. Дети ведут в группе «Календарь добра», где каждый день отмечают, какие добрые дела и поступки они совершали. Обычно, на Кругу дети принимают решение собрать игрушки и подарки детям в Детский дом или корм в приют для бездомных животных, или написать поздравительные открытки для одиноких пенсионеров и т.д. Конечно, семья не остается в стороне от добрых дел детей. Известны случаи, когда все члены семьи начинают вести летопись своих добрых дел у себя дома, а потом на Кругу мы вместе с детьми обсуждаем добрые поступки, говорим о том, что почувствовал ребенок, когда совершал доброе дело. Ведь такие нравственные качества как доброту, милосердие и сострадание невозможно сформировать только через разговоры. Именно поступки, которые совершают дети в реальной жизни, показывают степень освоения ими определенных нравственных ценностей.

 

 Январь и середина февраля в нашей «Технологии Эффективной социализации» посвящены формированию социальных ролей «мальчик», «девочка», на основе традиционных духовно-нравственных ценностей. В этой ситуации мы создаем условия, в которых мальчики могут проявить свою мужественность, а девочки свою женственность. Эта ситуация так и называется «Мальчики и девочки».

 Вслед за ней наступает Ситуация месяца «Семья и мои корни»,

в которой у детей формируются представления о семье, о роли каждого члена семьи, о семейных традициях и ценностях. Мы обсуждаем с детьми, что значит почитать и уважать старших членов рода, воспитываем гордость за свой род и желание быть достойным продолжателем своего рода.

 С середины марта до середины апреля проходит Ситуация месяца. «Космос. Я- часть мироздания». Здесь мы затрагиваем такие глобальные вопросы как формирования формирование экологического сознания и чувства гордости за достижения российского народа в освоении Космоса

А, начиная с середины апреля до конца мая дети проживают ситуацию

 «Мы живем в России, где как раз создаются все условия для развития исторической памяти и гражданско-патриотической позиции.

 Лето -для наших дошкольников это особое время. Летом быстро сменяются события, дети приезжают и уезжают, объединяются в детские коллективы, создаются разновозрастные группы. Дети больше времени проводят на свежем воздухе, поэтому «Таинственный остров» охватывает целых три месяца. В это время мы создаем условий для развития позиции исследователя, инициатора событий.

 

 В заключении мы хотели бы остановится на тех условиях, которые необходимо создать для интериоризации духовно-нравственных ценностей у старших дошкольников на уровне образовательной организации.

  1. Обучение студентов в педагогических Вузах современным методам создания условий для развития духовно-нравственных ценностей и чувств у детей.
  2. Проживание специальных духовно-нравственных развивающих событий в «Ситуации месяца» в образовательной организации.
  3. Привлечение родителей к проблеме значимости духовно-нравственного воспитания через технологии «К родителям через детей», «Развивающее общение», участию в «Социальных акциях» и «Волонтерском движении».
  4. Предоставление ребенку возможности совершать нравственный выбор в процессе жизнедеятельности в детском саду.
  5. Регулярное создание проблемно-педагогических ситуаций для самоопределения ребенка в условиях свободного нравственного выбора.

 Возможно, реализация данных условий приведет к пересмотру значимости духовно-нравственного развития в сознании педагогов и родителей, что безусловно отразится на формировании личности дошкольников.

 

[1] Федеральная образовательная программа дошкольного образования утверждена приказом Министерства просвещения Российской федерации от 25 ноября 2022 г №1028