Амто, Камчатка!

Ю. РОДИОНОВА, педагог дополнительного образования по экологии,

детский сад № 39, г. Петропавловск-Камчатский.

Камчатский государственный объединенный музей, музей моря, лососевый заказник, лаборатория орнитологии – все это остановки на маршруте дошкольников из детского сада № 39 г. Петропавловска-Камчатского, решивших изучить особенности национальной культуры своего края

Жители Камчатки издревле связаны с природой. Их благосостояние всегда зависело от погоды, близости к воде, охоты. Особенности национальной культуры во многом отразили эту зависимость. Поэтому мы решили выбрать в качестве проблемы проекта образования для устойчивого развития ОМЕП изучение национальной культуры и природы Камчатки. При этом большое вниманиеуделялось традиционному природопользованию, местному укладу коренных народов края. Первой нашей задачей было налаживание партнерства с различными организациями и учреждениями, знакомство детей с традициями, культурой, бытом коренных народов.
На первом этапе нашего проекта мы посетили Камчатский государственный объединенный музей (культура, быт коренных народов, животный и растительный мир края, народные промыслы), организовали в выставочном зале детского сада выставку «Национальные промыслы» творческого детского объединения «Этерген» поселка Анавгай (выставку посетили и дети из других детских садов, школьники). Наш детский сад участвовал в подготовке и проведении корякского национального праздника «Алхалалай – олений праздник» (танцы, спортивные игры коренных народов). К нам в гости приезжал детский ансамбль национального танца «Лаччах». Очень понравились детям и родителям экскурсии в геологический музей ФГУ Территориального фонда информации, по Дальневосточному федеральному округу, в музей моря КамчатНИРО, музей лосося, музей Кроноцкого заповедника.
Второй этап проекта был не только познавательным, но и веселым. Мы посетили этническое стойбище Кайныран, где дети покатались на собачьих упряжках, на национальном празднике «Хололо» познакомились с морским зверем нерпой. Сотрудники отдела просвещения лососевого заказника «Река Коль» рассказали о камчатском лососе и его роли в жизни коренных народов, о причинах необходимости его охраны, а сотрудники биосферного заповедника – о самом заповеднике, его истории и Красных книгах России и нашего края. Мы побывали на экспериментальной станции КамчатНИРО, на ферме по восстановлению алеутских казарок, в лаборатории орнитологии «Питомник диких гусей» Дальневосточного отделения Российской академии наук, на экспериментальном производственном лососевом рыбоводном заводе в п. Паратунка.
На последнем этапе проекта мы участвовали в акции «Посади дерево» вместе с государственным предприятием «Камчатский лес», в общественной акции «Здоровые дети на чистой планете», в фотоакции «Остановитесь… Задумайтесь…» в Камчатском выставочном центре. Воспитанники и родители подготовительной группы рассказали о своих впечатлениях в серии передач «Гостиная бабушки Яни» ГТРК «Камчатка» и выпустили собственную книгу «Маленькие туристы».
Экскурсия на рыбный завод
Мы ездили очень далеко! Мы приехали на завод и сразу пошли смотреть на маленьких рыбок. Люди выловили почти всю красную рыбу. И теперь строят рыбные заводы, выращивают мальков, а потом их отпускают в речку, и они плывут в океан. А потом они в океане вырастают и приплывают опять назад в речку и откладывают икру. Нам рассказали, что раньше коряки сушили красную рыбу, называли ее юкола и ели потом. Коряки ловили рыбу, но не всю. И рыбы было много. Мы даже кормили мальков там кормом. Нам всем понравилось.
Батальцев Слава, 6 лет.
Экскурсия в музей моря
В музее нам показали большого краба и разных рыб. Рассказали о рыбе-лисичке, рыбе-лягушке. Еще есть рыба-собачка. Очень смешные рыбы. Есть рыбы, которых раньше было много, а сейчас их люди выловили и реку загрязнили. А раньше ительмены – они всегда жили на Камчатке – всю рыбу не ловили, берегли ее. Они ее ели и никому не продавали. Моя мама сказала, что всю рыбу могут выловить. Потом мы все подумали, что поедем в бухту и уберем там мусор, и рыбе будет хорошо. Мы собрали мусор в пакет и выкинули его в мусорку. А потом мы спасали живых морских звездочек. Кидали их обратно в море. А потом поехали обратно в детский сад. Стало грустно, что все так быстро закончилось.
Чиркунова Юля, 6 лет.
Экскурсия в краеведческий музей
…Коряки жили в юртах, пасли оленей и ими питались. Их шкуры они не выкидывали, а делали дома и одежду. А сейчас оленей осталось мало. Но это не коряки так сделали. В музее нам сказали, что коряки ловили рыбу, охотились и пасли оленей. Такая у них жизнь была. Видел я еще теплую одежку и люльку для малыша. Мне понравилось. Когда я вырасту, я буду охранять оленей, чтобы их опять стало много.
Гриша Шевляков, 6 лет.
Экскурсия в геологический музей
Мы приехали в геологический музей и увидели там большое каменное дерево, а дальше – железный камень. Он маленький, но никто его не мог поднять. Еще видели ядовитый камень, зеленый. Там были даже алмазы, очень дорогие камни. Нам давали потрогать каменные волосы, из них шьют костюмы космонавтам. Показывали фильм про вулкан, он извергается, и все кипит. И еще мы смотрели в микроскоп на соль. А в другом зале давали потрогать талисманы, которые делали коряки из всяких камней. Коряки все резали каменными ножами из вулканического стекла. Нам с мамой геолог подарил камень, и мы отнесли его в детский сад. У нас в садике тоже есть музей камней, но он маленький. Пусть все дети смотрят на мой камень.
Тимур Сагдеев, 6 лет.
Экскурсия на ферму
Мы ездили смотреть на гусей. Их зовут казарками. Я сначала думала, что это просто гуси, но нам сказали, что они в Красной книге, их мало-мало осталось. Охотники на них охотились просто так. Потом все люди увидели, что казарок осталось мало, и сделали для них ферму. Все казарки с колечками, они заводят птенчиков, а когда птенчики вырастают, люди отпускают этих гусей на волю. Мне кажется, что им на ферме хорошо, у них даже есть свой пруд. Я, когда вырасту, буду охранять природу.
Настя Чуб, 7 лет.