Проект ОМЕП

Наталья РЫЖОВА, д. п. н., национальный лидер проекта ОМЕП по образованию для устойчивого развития.

«Обруч» уже не раз писал об образовании для устойчивого развития как о приоритетном направлении образования детей от 0 до 8 лет во всем мире. Наш журнал всегда поддерживает самые актуальные и инновационные подходы в образовании. Именно поэтому мы стали своеобразным партнером проекта Всемирной организации ОМЕП* по образованию для устойчивого развития, который начался в 2010 г.

Для популяризации и реализации идей устойчивого развития ОМЕП разработала специальный проект, для участия в котором пригласила все страны. Россия стала его самым активным участником. В 2011 году я представляла результаты проекта на международном конгрессе ОМЕП в Гонконге. Доклад вызвал большой интерес участников и был отдельно отмечен директором международного Института по устойчивому развитию. Всего в проекте приняли участие 29 стран, в которых было выполнено 336 проектов, из которых 228 – в нашей стране. При этом доклад по итогам было предложено сделать только 4 национальным руководителям, большинство из которых рассказывали об отдельных проектах. Так, дети из Франции вместе с педагогами создали замечательный мультфильм о глобальных проблемах. Интересные проекты выполнили и в Гонконге, Чехии, Бразилии. Но все же такого количества участников и такого разнообразия проектов, как у нас, не было ни у кого!
Участники проекта
В проекте участвовали дошкольные учреждения (дети от 2 лет и их семьи, воспитатели), ученики и учителя начальных школ, студенты, преподаватели педвузов и даже отдельные семьи. Среди участников были дети разных национальностей, дети с «особыми потребностями» (например, дети с нарушением зрения из ДОУ № 89 г. Сургута), а также дети коренных национальностей (из Якутии, Удмуртии). География проекта – от самых западных (г. Калининград) до самых восточных (г. Петропавловск-Камчатский) регионов страны.
Наиболее активными были дошкольные учреждения Ижевска, Москвы, Волгограда и области, Костромы и области.
Особенность проекта
Проект включал две части. Первая – интервьюирование (опросы) детей c использованием рисунка (логотипа конгресса ОМЕП), проводимое по определенному плану, и обобщение результатов. Вторая – реализация идей устойчивого развития на практике в своем ближайшем окружении (в детском саду, на его территории, в школе, в микрорайоне города, дома). Особенность проекта по образованию для устойчивого развития – активное вовлечение детей в решение проблем, поддержка детской инициативы, самостоятельной деятельности, участие детского сада в проблемах, важных для города, страны и даже всего мира. Несмотря на то, что в отличие от большинства стран, образование для устойчивого развития не упоминается в российских документах по дошкольному образованию, например, в Федеральных государственных требованиях, многие положения документа могут быть соотнесены с идеями этого направления. Например, в нем отражены многие образовательные области и подходы к решению проблем. Все выполненные проекты выстраивались на основе интеграции различных видов детской деятельности. И это неслучайно, так как содержание устойчивого развития объединяет три крупных области: экологию, экономику (ресурсосбережение), социальные проблемы (включая культуру). Поэтому в проектах отражены не только экологические проблемы, но и социальные (решение проблем совместно с семьями, местными властями, СМИ, музеями, государственными и волонтерскими экологическими организациями, особо охраняемыми природными территориями, вузами, школами), экономические (проблемы экономии воды и энергии, бумаги, сбор мусора), пути решения проблемы поддержки или проблемы поддержки разнообразия культур и природы, соблюдения прав ребенка.
Семь важных принципов
На реализацию идей образования для устойчивого развития на практике педагогов и детей вдохновляли 7 принципов. Эти принципы первоначально были определены Комиссией Брундтланд «Наше общее будущее» (1987 г.) и в настоящее время получили поддержку Всемирной Ассамблеи ОМЕП. Первые три принципа имеют непосредственное отношение к социальной сфере и сфере культуры, четвертый и пятый отражают проблемы окружающей среды, а два последних связаны с экономическими перспективами. Практически все принципы пришлось несколько изменять, адаптировать к условиям российского образования и разъяснять на конкретных примерах. Сейчас эти материалы используют в своей работе многие педагоги нашей страны.
1. Уважать (уважение): у ребенка естьправа (соблюдение прав ребенка).
Дети должны быть активными участниками проекта, а не только выполнять то, что разработали для них взрослые. Чем старше дети, тем активнее они участвуют в проекте. Необходимо отразить вопросы и идеи детей, обсудить с ними то, что вы планируете сделать, узнать их мнения на этот счет. Например, в самом начале работы обсудить тему проекта, выяснить, какие вопросы волнуют дошкольников, что они хотели бы узнать о своем ближайшем окружении, что могли бы (и хотели бы) сделать для улучшения своей окружающей среды (изменить оформление территории детского сада, предложить, как экономить воду, использовать старые вещи). Педагоги должны поддерживать инициативу детей, их право на игру, самостоятельную и индивидуальную деятельность (ребенок может выбрать и выполнять какую-то часть проекта самостоятельно или в отдельных группах, дома), поддерживать диалоговую форму общения, создавать условия для самостоятельной игры и других видов детской деятельности. Можно также отразить в проекте право детей на здоровую и безопасную окружающую среду, гендерный подход (например, сравнить предложения и выбор деятельности девочек и мальчиков, их поведение, предпочтения).
2. Осознавать (осознание): люди разных культур смотрят на мир по-разному (необходимость сохранения и поддержки разнообразия культур).
Изучение, сравнение разных культур (желательно рассматривать при этом, как в разных культурах отражается и воспринимается природа), воспитание толерантности, особенности взаимодействия человека с природой в разных культурах, отражение в проекте культуры народов нашей страны, в том числе коренных народов (меньшинств), и народов мира, особенностей традиционного природопользования малых народов, традиций русской культуры.
3. Переосмыслить (переосмысление): люди начинают ценить то, что не ценили раньше (переоценка системы ценностей).
Новый взгляд на свое поведение, поступки, на взаимоотношение со сверстниками и взрослыми, на окружающую среду (например, понимание ценности природы в жизни человека, умение видеть, слышать природу, любоваться ею и беречь), на культуру (нужны все культуры, важно поддерживать традиции своего народа и уважать культуру других), формирование экологически грамотного поведения.
4. «Переиспользовать» («переиспользование»):старые вещи можно использовать по-новому (повторное, многократное использование вещей).
Повторное использование вещей сокращает количество отходов, а значит, загрязнение окружающей среды, и сохраняет ресурсы (не используются ресурсы для производства новых вещей). К этому направлению можно отнести: передачу игрушек, игр, книг детьми старшего возраста в младшие группы, учениками – в детский сад, ремонт книг, игрушек, передача различных вещей в детские дома, приюты, участие в сборе книг, одежды, игрушек для детей из пострадавших регионов, детей-сирот, детей из малообеспеченных семей.
5. Экономить (экономия): с меньшими затратами можно сделать больше (экономия материалов, ресурсов).
Трактовка этого принципа может быть разной, например экономия воды, энергии. Можно более рационально использовать бумагу для рисования (например, рисовать на обеих сторонах листа), не выбрасывать обрезки бумаги и другие отходы, а использовать их для создания картин, поделок, оформления комнат, территории; сокращать количество пищевых отходов; не покупать растения, а попросить родителей принести рассаду комнатных и декоративных растений для детского сада; самим собирать и выращивать корм для животных; изготавливать из бросового материала оборудование для исследований, игрушки, спортивный инвентарь, декорации; делать компост из остатков растений, опавших листьев и использовать его как удобрение для клумбы, огорода вместо покупки химических удобрений.
6. Переработать: ненужные вещи снова станут кому-то полезны (сбор, утилизация, переработка отходов).
Учить детей и взрослых сортировать мусор, собирать макулатуру, старые батарейки, металлические банки и другие отходы и (по возможности) сдавать их в приемные пункты и т. п. (По этому вопросу желательно сотрудничать с местной администрацией.)
7. Перераспределить (перераспределение): можно использовать ресурсы более справедливо (обеспечение равного доступа к ресурсам).
Этот принцип может трактоваться по-разному. Поскольку проект международный, подразумевается, что развивающиеся страны должны получить такой же доступ к различным ресурсам, как и развитые страны. Речь может идти и о равных возможностях получать качественное образование. Поскольку в проекте активно участвуют сами дети, главное внимание, на наш взгляд, может уделяться доступу к природным ресурсам, например к чистой воде, экологически безопасным продуктам.
Проекты: интеграция + деятельность + социализация
В городах и сельской местности выполнен ряд очень интересных проектов: по изменению территории детского сада (создание альпийской горки, клумб, выделение и сохранение уголка дикой природы для привлечения насекомых и других животных, создание экологической тропинки, исследование животных, растений), по изучению своего района, вторичному использованию игрушек, игр, бросового материала, проведению экологических праздников, ресурсосбережению (откуда берется вода, энергия, как экономить воду, энергию, бумагу), по охране растений или животных, созданию и реализации «Экологического паспорта детского сада» и много других.
Вот лишь некоторые темы проектов: «Красная книга. Зеленые страницы. Первоцветы» (ЦРР – детский сад № 2452, г. Москва); «Наша удивительная клумба» (ДОУ № 177, г. Тольятти); «Живи, планета!» (ДОУ № 84, г. Сургут, ХМАО); «Сохраним живую воду!» (ДОУ № 88, г. Казань); «Чистая вода глазами бобренка» (ДОУ № 1599, г. Москва); «Откуда берется мусор, и куда он девается?» (ДОУ № 377, г. Волгоград); «Живи, источник!» (ДОУ № 144, г. Ижевск); «Что делать с батарейками?», «Полиэтиленовый пакет» (ДОУ № 52, пос. Березняки, Московская область). В Москве ЦРР – детский сад № 2721 пригласил студентов Российского университета дружбы народов, которые научили детей писать свои имена на разных языках, танцевать и петь, рассказали о своей стране, разных обычаях, угостили разными национальными блюдами.
В детском саду № 2177 родители разных национальностей пели детям колыбельные, а в ДОУ № 1424 о своей родине рассказывали сами воспитатели. Дети и взрослые из детского сада г. Мурманска написали письмо своему мэру. Ребята одного из детских садов г. Петропавловска-Камчатского сделали небольшие информационные листы и расклеивали их в общественном транспорте. Дети и взрослые из детского сада № 144 г. Ижевска восстанавливали родник вместе с жителями микрорайона и заводом железобетонных конструкций. Детский сад № 123 г. Мурманска выполнил проект «Семь чудес по дороге в детский сад» (дети и родители искали необычные объекты природы по пути в детский сад). Многие детские сады Ижевска изучали проблемы своего города (проекты «Ключи от города», «Радуга над городом»). В Тольятти городские власти обратились к горожанам с просьбой помочь восстановить лес после сильных пожаров. Дети вместе с педагогами вырастили саженцы деревьев и посадили их. Администрация города Волжского объявила об акции «Волжский – город-сад». Детский сад № 66 решил внести свой вклад в озеленение города и реализовал большой проект «Ботанический сад на территории детского сада». Родители ребят из столичного детского сада № 1958, узнав о том, сколько воды использует одна средняя московская семья, по собственной инициативе решили проверить достоверность информации и в течение недели измеряли, сколько воды они используют в душе, для ванны и в туалете, после чего решили более экономно относиться к воде.
В детском саду № 2382 г. Москвы сделали мультфильм о воде на основе своих рисунков и сами его озвучили. Интересную презентацию на эту же тему выполнили в ДОУ № 18 г. Усть-Илимска. Дошкольники изготавливали собственные Красные книги растений и животных (ЦРР – детский сад № 2452, г. Москва, № 39, г. Петропавловск-Камчатский), создавали условия жизни для животных на территории детского сада (кормушки, скворечники, синичники, домики для белок; кучи хвороста для ежей, посадки растений для привлечения насекомых), проводили новогодние акции в защиту живых елей.
Участники ряда проектов выясняли, откуда берется хлеб, как его выращивают, как производят, какие ресурсы затрачиваются на его производство, сколько хлеба используется в детском саду, почему и как нужно его беречь. Аналогичные проекты были посвящены другим продуктам. Больше всех проектов представили детский сад «Олимпия» г. Волгограда и ЦРР – детский сад № 2333 г. Москвы. Некоторые дети написали письма о своих проектах детям других стран – в Канаду, Швецию, США. Проект планируется продолжить.

 

Описание проекта и результаты работы многих дошкольных учреждений представлены на сайте www.obruch.ru, в номерах журнала, в Приложениях «Видеофильмы на DVD»: «Проекты для детей и взрослых: наша окружающая среда», «Удивительные эксперименты», «Мы и наша планета (интеграция, деятельность, социализация)», в приложениях «Фотосессии на DVD»: «Экологические праздники в детском саду», «Экологические игры», «Проекты детского сада: образование для устойчивого развития». Для выполнения проектов многие дошкольные учреждения использовали книги Н. А. Рыжовой «Экологический паспорт детского сада: среда, здоровье, безопасность», «Экологическая тропинка в детском саду», «Деревья – наши друзья», «Лаборатория в детском саду». Эти книги и диски вы можете заказать по тел. 8(495) 392-83-18. Или через интернет-магазин: www.linka.alltrades.ru



* ОМЕП – Международная организация по образованию детей дошкольного возраста, действующая под эгидой ЮНЕСКО