Л. В. Немирова, воспитатель,

руководитель кружка «Азбука пешехода»,
МДОУ №19 общеразвивающего вида,
г. Богданович, Свердловская обл.
Азбука пешехода
Учитывая актуальность проблемы по формированию у детей безопасного поведения на дороге, я проанализировала «Программу воспитания детей в детском саду» под редакцией М. А. Васильевой, по которой работает наш детский сад. В данной программе недостаточно раскрыт вопрос по ПДД, в частности: «…знать некоторые правила дорожного движения: улицу переходят в специальных местах, через дорогу переходить только на зеленый сигнал светофора, знать дорожные знаки и их значение». Это слишком общие понятия, они не учитывают тех реальных условий, в которых живет ребенок (в нашем микрорайоне не обозначены тротуары, нет дорожной разметки, «островков безопасности» и всего один светофор (и несколько в городе). Поэтому мы начали поиск форм и методов обучения, которые поспособствуют формированию у детей знаний по ПДД на основе реальной обстановки. В дополнение к основной программе мы использовали парциальную программу Н. И. Клочанова «Дорога, ребенок, безопасность», которая предлагает мероприятия по снижению ДДТТ, тематические планы и иллюстрированный материал в помощь воспитателям и родителям по формированию у детей навыков безопасного поведения на дороге.
Анализируя свою деятельность, мы пришли к выводу, что в нашем ДОУ необходимо ввести дополнительное образование по вопросам безопасного поведения детей на дороге, которое будет адаптировано на детей 5–7 лет и соответствовать их возрастным особенностям. Был создан кружок «Азбука пешехода». Наша задача – научить детей самостоятельности и ответственности за свое поведение на дороге и привлечь родительскую общественность к решению данной проблемы через разные виды деятельности. С этой целью нами создана развивающая среда: мини-центр «Островок безопасности», где проходят занятия с детьми и встречи с родителями, педагогами, инспектором ГИБДД (участие которого является значимым определением проблемы для детей и родителей, у них появляется интерес и желание получить полезную информацию по данной теме); дидактические и методические пособия для педагогического сообщества; атрибутика для формирования у детей дорожной грамотности; банк данных индивидуальных переносных носителей. Разработаны и апробированы программа дополнительного образования «Азбука пешехода» и педагогический проект «Школа пешеходных наук», цель которых – формирование навыков безопасного поведения на дороге у детей дошкольного возраста. Для понимания детьми «дорожных ловушек» нами изготовлены обучающие игры: «Что, где, откуда», «Правила знаешь – загадку отгадаешь», «Прогулка по микрорайону», «Умные знаки»,«Дорожная безопасность».
Дети не должны быть на дороге одни, но, как показывает практика, такие случаи наблюдаются повсеместно, поэтому мы обучаем детей безопасному поведению на дороге по алгоритму. Со всякой опасностью можно справиться, если:
- предвидеть опасность,
- уклониться от опасности,
- правильно действовать в случае опасности.
В своей деятельности по обучению детей ПДД мы используем методы инновационного характера:
- погружение ребенка в ситуацию выбора (дидактические вопросы познавательного характера предусматривают развитие у детей познавательных способностей, необходимых для ориентации в дорожной среде);
- дети обучают детей (проговаривая свои действия, манипуляции с предметами, дети могут реализовать стремление к познанию через анализ собственных ошибок и ошибок других детей);
 - метод «кричалок» (используется в свободной деятельности для лучшего запоминания стихов по ПДД болельщиками за свою команду в игре КВН);
- составление рассказов на темы «Трудности моей дороги домой», «Я хороший пешеход», « Сказка о добром и злом автомобиле» и др.
С детьми, освоившими предложенные методики, в нашем МДОУ проводятся дополнительные целевые прогулки к школе для того чтобы снять страх, связанный с опасностью перед будущей дорогой в школу, проговаривается безопасный маршрут; апробируется «толковый словарь юного пешехода». Дети-выпускники в мини-блокнотах самостоятельно записывают основные понятия по дорожной лексике, рядом может быть рисунок (пешеход, пассажир, водитель, светофор, тротуар, знак, опасность, безопасность, авария, инспектор, жезл и т. д.).
 Перед целевой прогулкой или экскурсией в детские сады №15, 27 мы с ребятами проговариваем и рисуем безопасный маршрут следования. Во время экскурсии назначается ведущий, который «самостоятельно» ведет группу детей, комментируя на своем пути опасные и безопасные участки дороги. Такой метод позволяет детям хорошо ориентироваться в дорожной среде и лучше запомнить опасности на своем пути.
Используются в работе мнемотаблицы, в которых заложена определенная информация. Работа по мнемотаблице состоит из пяти этапов.
1.  Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.
2. Преобразование абстрактных символов в образы.
3. Пересказ сказки (рассказа, стиха) с опорой на символы (образы).
4. Графическая зарисовка мнемотаблицы.
5. Воспроизведение ребенком мнемотаблицы.
 Такие действия с таблицей развивают у детей зрительную память и образное мышление.
 Алгоритмические игры «Переход дороги», «Моя улица» создавались для того чтобы у детей формировалось умение чувствовать и различать скрытую угрозу в дорожной среде, развивалось чувство самосохранения и самостоятельность. Тиражирована рабочая тетрадь по ПДД собственного изготовления, необходимость создания которой возникла в виду:
- отражения реального содержания, приближенного к обстановке, в которой живет ребенок.
- высокой стоимости методических пособий (в условиях кризиса),
- минимального выбора, предложенного торговой сетью,
- возможности быстрого тиражирования необходимого количества пособий.
Разработаны схемы микрорайона многократного использования, для удобства они заламинированы. Ребенок фломастером рисует свой безопасный путь (потом стирает) до указанного пункта, проговаривая свои действия. Микрорайон условно разбит на участки. Такой метод позволяет детям:
- знать опасные участки дороги и избегать их в реальной жизни,
- легко и свободно ориентироваться в окружающем пространстве микрорайона,
- наглядно анализировать дорожную ситуацию и выбирать правильный переход на определенном участке дороги,
- делать правильный выбор безопасного пути из нескольких вариантов. Благодаря целенаправленному выбору и сочетанию методов и приемов изучения детьми правил безопасного поведения на дорогах, мы обеспечили более высокое качество усвоения ими знаний, умений и навыков.
Ребенок учится законам дорог прежде всего на примере взрослых. Пример старших должен способствовать выработке у ребенка положительных привычек, соответствующих ПДД. Это главный фактор воспитания дисциплинированного поведения на улице. По нашему мнению, формирование положительных навыков по соблюдению правил дорожного движения имеет успех при взаимодействии с родителями. Правильная и заблаговременная подготовка самых маленьких пешеходов – детей – имеет особое значение в решении проблемы обеспечения детской безопасности дорожного движения. Детей уже за воротами дома подстерегают серьезные трудности и опасности. Причиной ДТП чаще всего являются сами дети. Приводит к этому незнание элементарных основ ПДД, безучастное отношение взрослых к поведению детей на проезжей части.Реальный опыт поведения ребенка на улице связан с тем, где он живет со своими родителями, какими видами транспорта они пользуются, далеко ли от дома его детский сад и как они до него добираются. Ребенок учится законам дороги прежде всего на примере взрослых, поскольку чаще всего он переходит дорогу вместе с родителями. Взрослые должны, общаясь с ребенком, постоянно объяснять свое поведение при переходе улицы, при пользовании личным и общественным транспортом. Эти действия родителей позволяют детям научиться «разговаривать» с дорогой на определенном языке – на языке правил дорожного движения.
 С этой целью при работе с родителями мы выдвинули ряд задач:
1. Уметь защитить своего ребенка в ситуации, которая выходит за рамки его возможностей.
 2. Подготовить к ситуации опасности, с которой ребенку придется справиться самостоятельно.
 3. Воспитывать у детей ответственность за собственное поведение на дороге, личную безопасность и безопасность окружающих.
Работу выстроили в два этапа:
 - этап просвещения родителей (через газету детского сада «Из жизни «Вишенки», сайт детского сада, выпуск информационных сборников, «Почту доверия», анкетирование),
 - этап организации совместной деятельности семей (через различные конкурсы, встречи с инспектором ГИБДД и др.).
 Родителям было предложено вести индивидуальный дневник наблюдений, в котором ребенок при помощи взрослого мог бы фиксировать свои наблюдения и делать определенные умозаключения.
Воспитательная работа с дошкольниками по профилактике дорожного травматизма объединила наше педагогическое сообщество и позволила расширить образовательное пространство. Знания детей по ПДД закреплялись через сотрудничество с библиотекой и музеем нашего ДОУ. Здесь руководители помогали ребятам преодолевать трудности в вопросах дорожной азбуки, посредством познавательных бесед, логических заданий, интерактивных опросов. Детворе всегда нравятся новые игрушки и книжки, однако экспонаты, увиденные в нашем музее (правила дорожного движения, водительские права, знаки, литература по ПДД), не оставили их равнодушными. Детям захотелось показать свои современные знания и умения в викторинах и КВН по ПДД. Они осознали, что дорожные правила существуют давным-давно, а это значит, что их родители, бабушки и дедушки тоже соблюдали правила дорожного движения.
В библиотеке «Читайка» есть специальный раздел по ПДД. Дети берут понравившуюся книгу домой и вместе с родителями читают и анализируют. Есть книжки-малышки по ПДД, сделанные своими руками.Изготавливая дома поделки в виде книг, дети еще раз проговаривают и закрепляют знания на дорожную тематику, рисуют свой безопасный путь, делают выводы.
 В ДОУ дети, посещающие кружок «Азбука пешехода», могут реализовать свой креативный потенциал по вопросам дорожной безопасности через миниспектакли, которые играют перед малышами и сверстниками.
Все мероприятия направлены на формирование навыков безопасного поведения на дороге, на воспитание ответственности за собственное поведение и безопасность всех участников дорожного движения.
Сравнительный анализ результатов деятельности констатирует, что по всем показателям достигнута положительная динамика. Уровень усвоения детьми знаний и умений безопасного поведения на дороге вырос на 41%. По результатам мониторинга у 73% детей хорошее сконцентрированное внимание, 84% детей умеют рисовать разные виды транспорта и видят его приближенность по отношению к себе, 60% могут самостоятельно ориентироваться в своем микрорайоне и зарисовывать свой безопасный маршрут следования.
 Использование возможностей единого образовательного пространства, взаимодействие с семьей, с другими социальными институтами, применение в работе с детьми разных видов деятельности, внедрение эффективных и современных методов и приемов позволяет сделать вывод о том, что система по формированию у детей безопасного поведения на дороге эффективна и результативна.
Однако, как показывает диагностика, все дети знают правила перехода дороги по светофору и алгоритму, правила поведения пассажиров, но не хотят применять их на практике. Я вижу проблему в том, что процесс формирования у детей навыков безопасного поведения на дороге длителен и долгосрочен, детям гораздо интереснее перебежать дорогу перед движущимся автомобилем или рядом со светофором, не задумываясь о последствиях и ответственности. А это значит, что мы не уделяли должного внимания формированию нравственного поведения на дороге. В связи с этим на будущее я запланировалапедагогический проект «Нравственность – основа законопослушания на дороге», цель которого взаимоуважение всех участников дорожного движения. Решение данной проблемы я вижу в объединении усилий всех служб (ГИБДД, детских учреждений, родительской общественности, школы) по созданию условий для развития безопасной среды обучения.