Т. А. Сорокина,  воспитатель,

 МАДОУ № 238,  г. Пермь

Азбука безопасности дорожного движения

Педагогический проект

Постановка проблемы 

В Российской Федерации проблема детского дорожно-транспортного травматизма (ДДТТ) по своим масштабам и последствиям: ранения детей, тяжести полученных травм, гибели – имеет все признаки национальной катастрофы.
Анализ статистики, причин и условий, способствующих возникновению ДТП с участием детей, показывает, что детский дорожно-транспортный травматизм имеет ярко выраженный сезонный и временной характер.
Самый распространенный вид ДТП – наезды на пешеходов, в том числе на детей.
Основные условия возникновения ДТП с дошкольниками:
·   Самостоятельное (без взрослых) нахождение детей на улице и в жилой зоне, во дворах, на тротуарах, возле гаражей;
·   Невнимательное отношение взрослых к поведению детей на улице;
·   Переход проезжей части взрослыми с детьми в неустановленном месте и другие нарушения правил дорожного движения;
·   Невыполнение взрослыми простейших норм безопасности (держать ребенка за руку при переходе дороги и в местах, где имеется движение автомобилей). 
Причиной гибели и ранений детей-пассажиров в салоне автомобиля может стать нахождение ребенка до 12 лет на переднем сиденье, на руках у взрослого или отсутствие ремней безопасности, детских удерживающих средств.
Причины ДТП с участием дошкольников:
·   Самостоятельный переход проезжей части в неустановленном месте (т.е. вне пешеходного перехода);

·   Выход на проезжую часть из-за сооружений, стоящих транспортных средств, зеленых насаждений, строений и других препятствий, закрывающих обзор;

·   Неподчинение сигналам светофора;
·   Движение детей по проезжей части при наличии тротуара;
·   Незнание правил перехода перекрестка;
·   Игры детей на проезжей части;
·   Движение детей по проезжей части в направлении, попутном движению транспортных средств;
·   Езда на детских транспортных средствах по проезжей части дороги;
·   Неправильный выбор места перехода проезжей части при высадке из маршрутного транспорта;
·   Переход проезжей части не под прямым углом, а по диагонали.
 
Психофизическая система организма дошкольника находится в состоянии становления и еще не достигла полного развития. Многие процессы подвижны и неустойчивы. Отсюда разная реакция детей и взрослых на одни и те же дорожные ситуации. Дошкольники в основном попадают в ДТП из-за несформированной координации движений, неразвитости бокового зрения, неумения сопоставить скорость и расстояние, отсутствия навыков ориентации в пространстве, в том числе ориентации, связанной с одеждой (капюшон, тугой шарф, шапка и т.д.) и по другим причинам.
Актуальность проблемы безопасного поведения на улице связана и с тем, что у детей дошкольного возраста отсутствует та защитная психологическая реакция на дорожную обстановку, которая свойственна взрослым. Желание детей открывать что-то новое, жажда знаний часто подвергает их реальным опасностям – в частности, на улицах.
Поэтому перед взрослыми стоят задачи изучения с детьми правил дорожного движения. При построении системы работы по изучению дошкольниками ПДД следует иметь в виду три аспекта взаимодействия ребенка с транспортной системой города:
ребенок – пешеход;
ребенок – пассажир городского транспорта;
ребенок – водитель детских транспортных средств (велосипед, снегокат, санки, ролики и т.д.).
Социальная острота проблемы детского ДТТ диктует необходимость активизации дошкольных образовательных учреждений, разработки и внедрения инновационных программ профилактики ДДТТ, организации обучения и воспитания дошкольников, а также проведения профилактической работы с родителями на основе современных педагогических технологий.
Для решения этой проблемы мною выбран педагогический проект «Азбука безопасности дорожного движения», в ходе реализации которого у детей формируются навыки и умения личной безопасности на улице, безопасного поведения в транспорте, которые превращаются впоследствии в устойчивые привычки и стереотипы; развиваются познавательные процессы, творческая активность, мышление.
Проект практико-ориентированный, долгосрочный
Сроки реализации: 1–2 недели в начале каждого учебного года; в дальнейшем полученные знания закрепляются в течение всего года.
Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста; воспитатель; музыкальный руководитель.
Цель проекта: формирование у детей навыков осознанного безопасного поведения на улицах большого города; обучение адекватным действиям в опасных ситуациях на дорогах, в пассажирском транспорте и при вождении детских транспортных средств.
Задачи проекта: 
1. Углубить и систематизировать первоначальные знания безопасного поведения на улицах города.
2. Познакомить с правилами дорожного движения, расширить знания о светофоре;
3. Закрепить знания о правилах поведения пешехода и пассажира.
4. Развивать у детей способность к предвидению возможной опасности в конкретной меняющейся ситуации и построению адекватного безопасного поведения.
5. Развивать познавательную активность, творческие способности, воображение, мышление, коммуникативные способности, быстроту реакции.
6. Воспитывать внимание и сосредоточенность.  
Ожидаемые результаты: 
 1. Облегчение процесса формирования у детей осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным ситуациям на улицах города и в пассажирском транспорте путем проведения плановой, системной, постоянной работы с детьми. Она должна охватить все виды детской деятельности, чтобы полученные теоретические знания дети пропускали через продуктивную деятельность и затем реализовывали в играх и повседневной жизни. 
2. Формирование у родителей готовности к сотрудничеству с педагогами детского сада по проблемам развития у детей навыков безопасного поведения на улицах города, в городском транспорте.
Разработка проекта: 
 1. Объяснить участникам проекта важность повсеместного изучения ПДД как меры по уменьшению числа жертв на дорогах.
 2. Сформировать предметно-развивающую среду: подобрать методическую, научно-познавательную и художественную литературу, иллюстрированный материал, игрушки, атрибуты для игровой и театрализованной деятельности по ПДД. Оформить дидактические и развивающие игры, игры-самоделки. Оформить макет с изображением улиц родного города. Оформить мини-музей машин и других средств передвижения.
В оформлении совместно принимают участие воспитатели, дети и родители.
3. Подобрать материал для изобразительной и продуктивной деятельности.
4. Разработать и апробировать конспекты.
5. Провести прогулки, экскурсии, наблюдения, развлечения, выставки совместного творчества детей и взрослых.
6. Провести анкетирование родителей.
Перспективы проекта:
1. Участие в педагогической конференции на базе МАДОУ № 238.
2. Проведение родительского собрания на тему «Безопасность детей на улицах города и в пассажирском транспорте».
3. Участие в смотре-конкурсе «Зеленый огонек».
4. Проведение занятий по ПДД. 
Формы работы
Образовательная область «Социализация» 
Дидактические игры: «Домино с дорожными знаками»; «Час пик»; «Азбука безопасности»; «Внимание! ДОРОГА!»; «Законы улиц и дорог»; «Путешествие веселого светофора»; «Куда спешат автомобили?»; «Из каких частей состоит машина?»; «Хорошо – плохо»; «Отгадай загадку»; «Звуки города».
 Сюжетно-ролевые игры: «Мы едем в гости»; «Путешествие по родному городу»; «Нам на улице не страшно!».
Игры со строительным материалом.
Игры с машинами.
Образовательная область «Познание» 
Формирование целостной картины мира. Тема: «Правила и безопасность дорожного движения». Тема: «Безопасность на дорогах».
Беседа с решением проблемных ситуаций. Тема: «Быть примерным пешеходом разрешается».
Беседы-обсуждения. Темы: «Приключения мальчика Стобеда»; «Опасная дорога»; «Транспорт»; «В автомобиле».
Обсуждение пословиц и поговорок; отгадывание загадок.
Рассматривание альбомов и буклетов. Темы: «Это правила для всех»; «Правила движения для всех без исключения». 
Образовательная область «Коммуникация» 
Тема: «Что мы видели на улице». Составление творческих рассказов на тему «Откуда может прийти беда». 
Образовательная область «Художественное творчество» 
Рисование. Темы: «Улица города»; «Дорожные знаки».
Аппликация. Тема: «На нашей улице».
Конструирование из бумаги и природного материала. Темы: «Светофор»; «Автобус».
Ознакомление с научно-познавательной и художественной литературой
Чтение и обсуждение произведений для детей по ПДД: Н. Носов «Автомобиль». С. Михалков «Бездельник светофор»; «Моя улица». В. Лифшиц «Ездим, плаваем, летаем». М. Ромазин «Машины спешат на помощь»; «Машины на нашей улице».
Научно-познавательная литература: М. Кривич «Школа пешехода». Н. Извекова «Правила дорожного движения». А. Усачев, А. Березин «Основы безопасности жизнедеятельности».
Музыкальная и театрализованная деятельность
Постановка сказки «Поехали в гости». Обыгрывание сценок: «Машины на нашей улице»; «Светофор»; «Пешеходный светофор». 
Образовательная область «Физическая культура»  
Подвижные игры в зимнее время: «Быстрые упряжки»; «Гонки санок»; «Успей первым»; катание с горки на санках и снегокатах.
Подвижные игры в теплое время: «Автомобиль и воробушки»; «Веселые старты». Катание на велосипедах и самокатах.
Работа с родителями: 
Оформление стенда на тему: «Правила и безопасность дорожного движения». Творческие задания: совместная деятельность родителей и детей. Придумывание сказки на тему: «Приключения Колобка, или Азбука движения». Оформление газеты на тему ПДД. Изготовление атрибутов и пособий.
Презентация проекта 
1.Провести родительское собрание. Тема: «Безопасность детей на улицах города и в пассажирском транспорте».
2. Провести открытое занятие для родителей по формированию целостной картины мира, расширению кругозора. Тема: «Правила и безопасность дорожного движения».
3. Выставка детских работ. Темы: «Улица города»; «Дорожные знаки»; «На нашей улице».
4. Выставка совместного творчества родителей, детей и воспитателя.
5. Оформление стенда и папки-передвижки для родителей по ПДД.
Литература
 1. Программа воспитания и обучения в детском саду / Под ред. М. А. Васильевой, М.: Мозаика-Синтез, 2010. 
 2. О. А. Скоролупова. Ранняя весна. М., Скрипторий, 2003.
 3. И. Е. Аверина. Физкультурные минутки и динамические паузы в ДОУ. М.: Айрис Пресс, 2007.
 4. Здоровьесберегающие технологии воспитания в детском саду / Под ред. Т. С. Яковлевой. М.: Школьная пресса, 2006.