Центр воды и песка


Е. Ю. Орехова, С. Л Данилина, Н. И Чечельницкая,
воспитатели ЦРР – детского сада №12 «Солнышко», г. Щелково, Московская обл.

Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму.
Китайская пословица

Дети активно познают окружающий мир, не переставая удивлять нас своей любознательностью, в их сознании закладываются основы представлений об окружающем мире. Насколько интересной и разнообразной будет поступающая информация, во многом зависит от нас, взрослых.

Согласно Федеральным государственным требованиям к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, каждое дошкольное образовательное учреждение должно реализовывать среди десяти других – образовательную область «Познание».

«Центр воды и песка» помогает воспитателям организовать познавательно-исследовательскую деятельность детей. Речь идет об игре-экспериментировании с различными предметами и природными материалами. Организуя игры с водой и песком, педагог не только знакомит детей со свойствами различных предметов и материалов, но и помогает им закрепить представления о форме, величине, цвете предметов, развивать мелкую моторику рук, закладывает основы для обучения конструированию (формование из песка).

Занятия в центре помогают:

• развивать у дошкольников навыки общения и диалогическую и монологическую речь, пространственную ориентацию;

• стимулировать познавательные интересы и расширять кругозор детей;

• разнообразить способы сотрудничества;

• развивать трудовые навыки;

• обучать правилам безопасного использования песка и воды в процессе игр и экспериментирования.

Требования к оснащению

Работа с детьми в «Центре воды и песка» требует определенных условий: центр должен располагаться так, чтобы легко было проводить уборку, а дети могли подходить к нему, по возможности, со всех сторон. Желательно расположить его вблизи умывальника.

В работе с детьми младшего дошкольного возраста комплекс для игр с водой и песком состоит из двух отдельных столиков или одного столика со съемными емкостями, которые наполняются песком и водой. Лучше использовать эти емкости отдельно. После проведения игр и экспериментов песок пересыпается в пластмассовый ящик, который хранится в недоступном для детей месте или накрывается плотной крышкой, а вода выливается.

Материалы и оборудование

Младший и средний дошкольный возраст

Старший дошкольный возраст

Набор для экспериментирования с водой
-стол-поддон,

-емкости одинакового и разного размеров (3–5) и разной формы, мерные стаканчики, предметы из разных материалов (тонет – не тонет),

- набор цветных камешков, ракушек и т.п.,
- черпачки, сачки, воронки, сита,
- действующие модели водяных мельниц, шлюзов, насосов,
- формы для изготовления льда,

мелкие моющиеся игрушки для игрс водой: набор резиновых и пластмассовых водоплавающих игрушек (фигурки рыбок, черепашек, лягушек, лодочки, кораблики, разноцветные пластиковые мячики и др.), механические водоплавающие игрушки,

- набор игрушек из разных материалов (для игры «Что плавает, что тонет?») и т. п.

- стол-поддон,

- емкости одинакового и разного размеров (5–6) и разной формы, кратные друг другу, мерные стаканчики, предметы из разных материалов (тонет – не тонет),

- черпачки, сачки, воронки, сита,
- действующие модели водяных мельниц, шлюзов, насосов,
- прозрачные и непрозрачные сосуды разной формы и объема,
- мерные ложки (можно от детского питания),
- резиновые груши разного объема,
- формы для изготовления льда; половинки мыльниц,
- пипетки с закругленными концами,
- пластмассовые шприцы без игл,
- гибкие пластиковые или резиновые трубочки,
- соломка для коктейля,
- деревянные лопатки и шпатели для размешивания,

мелкие моющиеся игрушки для игр с водой: (водный транспорт, водоплавающие птицы и животные).

Набор для экспериментирования с песком
- стол-песочница,

- совочки, лопатки и др. орудия для пересыпания и транспортировки разных размеров, форм и конструкций,

 -формочки и емкости одинакового и разного размеров (4–5) и разной формы,

- клеенчатые фартуки, нарукавники, щетка-сметка, совок, тазик, тряпочки, влажные одноразовые салфетки,

- мелкие моющиеся игрушки для игр с песком: игрушки для закапывания (шарики, кубики, кольца и другие геометрические формы разных цветов и двух размеров – большие и маленькие),

- палочки, грабельки,
- набор цветных камешков и т. п.
- стол-песочница,

- совочки, лопатки и другие орудия для пересыпания и транспортировки разных размеров, форм и конструкций с использованием простейших механизмов,

- формочки и емкости одинакового и разного размеров (5–6) и разной формы, кратные друг другу, мерные стаканчики,

- клеенчатые фартуки, нарукавники, щетка-сметка, совок, тазик, тряпочки, влажные одноразовые салфетки,

- мелкие моющиеся игрушки для игр с песком: животные, птицы, сказочные персонажи.

        

Комплексный подход

Знакомство детей со свойствами песка и воды происходит в процессе различных видов деятельности:

• Работа по развитию речи: рассматривание сюжетной картины, действия с игрушками («Купание куклы Кати»).

• Чтение художественной литературы.

• Игровая деятельность.

• Опытно-исследовательская деятельность и т. д.

Песок и вода активно используются в разных групповых уголках и центрах.

Взаимодействие групповых центров и уголков

 
Уголок здоровья
Центр воды и песка

Уголок эксперимент. деятельности

Цели
и задачи

Укрепление здоровья детей,

развитие всех анализаторов: тактильных, слуховых,

обонятельных, осязательных, зрительных

Расширение представлений о свойствах воды и песка, развитие широкого спектра умений и способностей:   исследовательских, речевых и т. д.

Знакомство со свойствами материалов (песок, вода, снег, лед, глина, бумага, дерево, ткань и т. д.)

Содер -
жание
работы
 

Различные игровые задания для изучения способов действий с песком и водой, наблюдения, игры-эксперименты, опыты и т. д.

«Песочная терапия» – игры и задания на развитие мелкой моторики и тактильной чувствительности

 
Матери
алы и обору -
дование

Емкость с песком,

«дорожки здоровья», составленные из ящичков с песком, камешками и т. д.

Набор для экспериментирования с водой;

набор для экспериментирования с песком,

набор мелких игрушек из разных материалов,

клеенчатые фартуки, нарукавники, щетка-сметка, совок, тазик, тряпочки

Различные способы действия с песком и водой

Дети могут:

- наливать, переливать, отмеривать воду (то же можно делать и с песком);

- дуть на воду, подгоняя плавающие предметы;

- набирать воду в ладони, пропуская ее сквозь пальцы или удерживать в плотно сжатых руках;

- наполнять пипеткой разные углубления (форма для льда, мыльницы);

- просеивать песок,

- выталкивать камешки и мелкие предметы из песка путем встряхивания;

- окрашивать песок;

- заполнять слоями окрашенного песка прозрачные емкости и т. д.

Рисование песком

В 70-е годы ХХ века песок стали использовать как материал для рисования. Открывателем нового способа считают американскую художницу Кэролайн Лиф, создавшую с помощью этой техники анимационный фильм.

Можно использовать этот метод в работе с детьми: пластмассовую бутылочку с отверстием в крышке наполняют песком. Затем бутылочку наклоняют, позволяя песку высыпаться тонкой струйкой. Песок можно сыпать на зеркало, картонку, пластмассовый поднос. Движения рукой позволяют создать разные линии.

Можно создать и композиции из цветного песка в стеклянных емкостях. Песок легко окрашивается с помощью акварели, мела. В случае необходимости его можно промыть и снова использовать в натуральном виде. Цветной песок можно приобрести и в зоомагазинах (он применяется для оформления аквариумов).

Игры с песком и водой приносят детям радость открытия.