Центр воды и песка
Е. Ю. Орехова, С. Л Данилина, Н. И Чечельницкая,
воспитатели ЦРР – детского сада №12 «Солнышко», г. Щелково, Московская обл.
Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму.
Китайская пословица
Дети активно познают окружающий мир, не переставая удивлять нас своей любознательностью, в их сознании закладываются основы представлений об окружающем мире. Насколько интересной и разнообразной будет поступающая информация, во многом зависит от нас, взрослых.
Согласно Федеральным государственным требованиям к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, каждое дошкольное образовательное учреждение должно реализовывать среди десяти других – образовательную область «Познание».
«Центр воды и песка» помогает воспитателям организовать познавательно-исследовательскую деятельность детей. Речь идет об игре-экспериментировании с различными предметами и природными материалами. Организуя игры с водой и песком, педагог не только знакомит детей со свойствами различных предметов и материалов, но и помогает им закрепить представления о форме, величине, цвете предметов, развивать мелкую моторику рук, закладывает основы для обучения конструированию (формование из песка).
Занятия в центре помогают:
• развивать у дошкольников навыки общения и диалогическую и монологическую речь, пространственную ориентацию;
• стимулировать познавательные интересы и расширять кругозор детей;
• разнообразить способы сотрудничества;
• развивать трудовые навыки;
• обучать правилам безопасного использования песка и воды в процессе игр и экспериментирования.
Требования к оснащению
Работа с детьми в «Центре воды и песка» требует определенных условий: центр должен располагаться так, чтобы легко было проводить уборку, а дети могли подходить к нему, по возможности, со всех сторон. Желательно расположить его вблизи умывальника.
В работе с детьми младшего дошкольного возраста комплекс для игр с водой и песком состоит из двух отдельных столиков или одного столика со съемными емкостями, которые наполняются песком и водой. Лучше использовать эти емкости отдельно. После проведения игр и экспериментов песок пересыпается в пластмассовый ящик, который хранится в недоступном для детей месте или накрывается плотной крышкой, а вода выливается.
Материалы и оборудование
Младший и средний дошкольный возраст |
Старший дошкольный возраст |
Набор для экспериментирования с водой
|
|
-стол-поддон,
-емкости одинакового и разного размеров (3–5) и разной формы, мерные стаканчики, предметы из разных материалов (тонет – не тонет), - набор цветных камешков, ракушек и т.п.,
- черпачки, сачки, воронки, сита,
- действующие модели водяных мельниц, шлюзов, насосов,
- формы для изготовления льда,
мелкие моющиеся игрушки для игрс водой: набор резиновых и пластмассовых водоплавающих игрушек (фигурки рыбок, черепашек, лягушек, лодочки, кораблики, разноцветные пластиковые мячики и др.), механические водоплавающие игрушки, - набор игрушек из разных материалов (для игры «Что плавает, что тонет?») и т. п. |
- стол-поддон,
- емкости одинакового и разного размеров (5–6) и разной формы, кратные друг другу, мерные стаканчики, предметы из разных материалов (тонет – не тонет), - черпачки, сачки, воронки, сита,
- действующие модели водяных мельниц, шлюзов, насосов,
- прозрачные и непрозрачные сосуды разной формы и объема,
- мерные ложки (можно от детского питания),
- резиновые груши разного объема,
- формы для изготовления льда; половинки мыльниц,
- пипетки с закругленными концами,
- пластмассовые шприцы без игл,
- гибкие пластиковые или резиновые трубочки,
- соломка для коктейля,
- деревянные лопатки и шпатели для размешивания,
мелкие моющиеся игрушки для игр с водой: (водный транспорт, водоплавающие птицы и животные). |
Набор для экспериментирования с песком
|
|
- стол-песочница,
- совочки, лопатки и др. орудия для пересыпания и транспортировки разных размеров, форм и конструкций, -формочки и емкости одинакового и разного размеров (4–5) и разной формы, - клеенчатые фартуки, нарукавники, щетка-сметка, совок, тазик, тряпочки, влажные одноразовые салфетки, - мелкие моющиеся игрушки для игр с песком: игрушки для закапывания (шарики, кубики, кольца и другие геометрические формы разных цветов и двух размеров – большие и маленькие), - палочки, грабельки,
- набор цветных камешков и т. п.
|
- стол-песочница,
- совочки, лопатки и другие орудия для пересыпания и транспортировки разных размеров, форм и конструкций с использованием простейших механизмов, - формочки и емкости одинакового и разного размеров (5–6) и разной формы, кратные друг другу, мерные стаканчики, - клеенчатые фартуки, нарукавники, щетка-сметка, совок, тазик, тряпочки, влажные одноразовые салфетки, - мелкие моющиеся игрушки для игр с песком: животные, птицы, сказочные персонажи. |
Комплексный подход
Знакомство детей со свойствами песка и воды происходит в процессе различных видов деятельности:
• Работа по развитию речи: рассматривание сюжетной картины, действия с игрушками («Купание куклы Кати»).
• Чтение художественной литературы.
• Игровая деятельность.
• Опытно-исследовательская деятельность и т. д.
Песок и вода активно используются в разных групповых уголках и центрах.
Взаимодействие групповых центров и уголков
|
Уголок здоровья
|
Центр воды и песка
|
Уголок эксперимент. деятельности |
|
Цели
и задачи
|
Укрепление здоровья детей, развитие всех анализаторов: тактильных, слуховых, обонятельных, осязательных, зрительных |
Расширение представлений о свойствах воды и песка, развитие широкого спектра умений и способностей: исследовательских, речевых и т. д. |
Знакомство со свойствами материалов (песок, вода, снег, лед, глина, бумага, дерево, ткань и т. д.) |
|
Содер -
жание
работы
|
|
Различные игровые задания для изучения способов действий с песком и водой, наблюдения, игры-эксперименты, опыты и т. д. |
||
«Песочная терапия» – игры и задания на развитие мелкой моторики и тактильной чувствительности |
|
|||
Матери
алы и обору -
дование
|
Емкость с песком, «дорожки здоровья», составленные из ящичков с песком, камешками и т. д. |
Набор для экспериментирования с водой; набор для экспериментирования с песком, набор мелких игрушек из разных материалов, клеенчатые фартуки, нарукавники, щетка-сметка, совок, тазик, тряпочки |
Различные способы действия с песком и водой
Дети могут:
- наливать, переливать, отмеривать воду (то же можно делать и с песком);
- дуть на воду, подгоняя плавающие предметы;
- набирать воду в ладони, пропуская ее сквозь пальцы или удерживать в плотно сжатых руках;
- наполнять пипеткой разные углубления (форма для льда, мыльницы);
- просеивать песок,
- выталкивать камешки и мелкие предметы из песка путем встряхивания;
- окрашивать песок;
- заполнять слоями окрашенного песка прозрачные емкости и т. д.
Рисование песком
В 70-е годы ХХ века песок стали использовать как материал для рисования. Открывателем нового способа считают американскую художницу Кэролайн Лиф, создавшую с помощью этой техники анимационный фильм.
Можно использовать этот метод в работе с детьми: пластмассовую бутылочку с отверстием в крышке наполняют песком. Затем бутылочку наклоняют, позволяя песку высыпаться тонкой струйкой. Песок можно сыпать на зеркало, картонку, пластмассовый поднос. Движения рукой позволяют создать разные линии.
Можно создать и композиции из цветного песка в стеклянных емкостях. Песок легко окрашивается с помощью акварели, мела. В случае необходимости его можно промыть и снова использовать в натуральном виде. Цветной песок можно приобрести и в зоомагазинах (он применяется для оформления аквариумов).
Игры с песком и водой приносят детям радость открытия.