Волшебство происходит вовремя

Дорогие читатели! Мы рады представить вам книгу, выход которой стал событием для всех, чья профессиональная деятельность и жизнь так или иначе связаны с дошкольным образованием в России. Она издана новым образовательным центром «РОКС» («Центр развивающего образования Владимира Кудрявцева и Ольги Соболевой») под редакцией президента Международного сообщества сказкотерапевтов, доктора психологических наук Игоря Викторовича Вачкова и называется «Волшебство происходит вовремя, или Как использовать сказку в детском саду и в семье»

В пособии представлены рекомендации по чтению и рассказыванию сказок, способы и приемы их использования в развивающих целях, описание психодиагностических методов в работе со сказками, примеры психологического анализа текстов, а также десять разнонаправленных коррекционно-развивающих программ, построенных на обращении к ресурсу сказки.

В публикуемом фрагменте – то, что всегда составляет особую ценность в образовательном процессе: приемы работы…

 
Способы и приемы использования сказки в развивающих целях

Итак, вот некоторые способы и приемы работы со сказками.

1. Чтение и последующее обсуждение сказок. Для этого годятся народные и авторские художественные сказки, которые дают огромный материал о нравственных ценностях, мотивах поступков, способах решения разнообразных жизненных задач. Обсуждение сказок позволяет развивать способности к установлению причинно-следственных связей между поступками и явлениями, к обнаружению последствий совершенного персонажами выбора.

2. Рассказывание сказки. Рассказчиком не обязательно должен быть человек, и повествование можно вести не только от третьего лица. Так, Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева предлагает несколько необычных, оригинальных приемов рассказывания сказки[1]. Например, рассказывание известной истории группой детей: каждый участник по очереди рассказывает небольшой фрагмент сказки, при этом повествование разбивается на отдельные части произвольно, спонтанно. Еще один способ – рассказывание сказки от имени разных ее персонажей: тропинки, по которой катился колобок; яблоньки, которая укрыла Аленушку и ее братца от гусей-лебедей; камешка, на котором остановился Иван-царевич, и т. п. Детям такой метод рассказывания сказок может быть особенно полезен, поскольку дает возможность посмотреть на ситуацию со стороны, встать на позицию другого, примерить на себя «чужую шкуру», говоря другими словами – децентрироваться.

Очень интересный прием – рассказывание сказки с помощью движений – представлен Т.М. Грабенко[2]. Такой прием подходит для работы с самыми маленькими детьми (полтора-два года). Разумеется, он может быть применен и в индивидуальной работе.

3. Характеристика героев с формулированием своего отношения. Трактовка персонажей часто становится своеобразным проективным тестом, дающим много психологической информации о детях. Прием помогает детям осознать свое отношение к тому или иному персонажу и научиться называть свои эмоции.

4. Продолжение известной сказки («А что случилось дальше?»). Прием активизирует воображение, помогает лучше «встроиться» в контекст сказки, развивает логическое мышление.

5. Изменение конца сказки. Этот прием следует использовать с осторожностью (особенно в отношении народных сказок) и только тогда, когда он представляется крайне необходимым: например, в случае, если конец сказки вызывает резко негативную реакцию ребенка.

Полный текст статьи читайте в журнале «Обруч» 
Стоимость электронной подписки на год (6 номеров) – 400 рублей. 
Первым ста подписчикам предоставляется разовая скидка (10%) на приобретение методических пособий издательства «Линка-Пресс» через интернет-магазин и бесплатный электронный сертификат за участие в одном из вебинаров издательства «Линка-Пресс», журнала «Обруч» и ФГАУ «ФИРО».
Для получения скидки и/или электронного сертификата необходимо прислать копию квитанции об оплате подписки на электронный адрес info@obruch.ru с пометками «Скидка», «Электронный сертификат на вебинар (название мероприятия)».

[1]Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Путь к волшебству. Теория и практика сказкотерапии. СПб., 1998.

[2]Грабенко Т.М. Зачем читать детям сказки: Медведь, мужик и лиса. Противоречка. СПб.: Речь, 2006.