Всероссийский конкурс «Воспитатель года – 2015»

Наталья РЫЖОВА, доктор педагогических наук, член жюри всероссийского конкурса.

С каждым годом конкурс «Воспитатель года», организованный Общероссийским профсоюзом образования под патронажем Министерства образования и науки РФ, становится в нашей стране все более популярным. И каждый новый всероссийский конкурс чем-то отличается от предыдущих. В этом году, например, стало больше заданий, работал новый состав жюри, конкурс был посвящен Году литературы, среди участников был, пожалуй, старейший за всю историю конкурса педагог из Республики Саха (Якутия), а педагог из Республики Коми участвовала второй раз! Да и само мероприятие впервые проходило в подмосковном городе Мытищи – в Московском государственном областном университете и в девяти замечательных, новых, современных образовательных дошкольных организациях, а на заключительном этапе – в Доме Правительства Московской области

Получить хрустальную жемчужину было заветным желанием 61 участника из разных регионов нашей страны (среди них был, увы, только один мужчина). Все участники делились на группы по 5–7 человек. У каждого жюри на 1 и 2-м этапах была своя группа. При этом в группах оказывались педагоги самой разной специализации. Например, я была председателем жюри в группе, в состав которой входили учитель-логопед, педагог-психолог, педагог дополнительного образования (изодеятельность, художественный труд), воспитатели, инструктор по физкультуре и педагог дополнительного образования (воспитатель). Все замечательные педагоги, хотя сравнивать и оценивать таких разных специалистов было очень непросто. Группа, на мой взгляд, оказалась уникальной: Елена Карагулина уже во второй раз участвует во всероссийском конкурсе, Оксана Корчагина представляла мурманский детский сад, педагог которого не просто участвовала, но и победила во всероссийском конкурсе «Воспитатель года» в 2010 г., Алек Кириллин – старейший участник конкурса.

1-й (заочный) этап конкурса: эссе

Поскольку конкурс был посвящен Году литературы, одним из первых заданий для участников было написание эссе «Я – педагог». Три лучших произведения отмечены специальными призами и дипломами. Конкурсанты должны были рассказать о том, почему они выбрали профессию педагога, представить собственные педагогические принципы и подходы к образованию и свое понимание миссии педагога в современном мире. Эссе были очень разными. Самой большой проблемой для членов жюри оказалось оценить степень авторства текста, ведь этап был заочным. По многим текстам было заметно, что писали не только конкурсанты, чувствовалась помощь профессиональных журналистов. Да и Интернет теперь всем помогает... (или мешает?)

1-й (заочный) этап конкурса: интернет-портфолио

Члены жюри получали ссылку на интернет-ресурс участника (страница на сайте ДОО или отдельный сайт) и оценивали представленные материалы с разных позиций. Конкурсант представлял свои методические разработки, фотографии, видеоматериалы, делился опытом. Оценивались содержательность материалов (актуальность, информативность, тематическая организованность контента, отражение опыта работы и практическая значимость материалов, культура представления информации, актуальность) и концептуальность, эргономичность ресурса (соответствие типа ресурса его содержанию; доступность использования; обеспечение обратной связи).

Надо сказать, что с каждым годом странички на сайтах и сами сайты участников становятся все профессиональнее и удобнее для пользователей. При оценке этого задания члены жюри как раз и старались понять, как сайт воспринимается обычным пользователем, насколько удобно им пользоваться, можно ли наладить связь с автором и т. п. Ну, и, конечно, оценивалось содержание представленных материалов.

1-й (заочный) этап конкурса: педагогическая находка

Каждый участник представлял методическую разработку занятия с детьми. Тему он выбирал сам. Можно было дополнять свою разработку фото- и видеоматериалами. Жюри оценивало авторскую новизну, оригинальность идей, практичность, доступность, возможность применения рекомендаций на практике другими воспитателями и соответствие ФГОС дошкольного образования.

2-й (очный) этап: педагогический брифинг

Педагогический брифинг проводился впервые. Он предполагал представление участниками своих педагогических концепций, взглядов, оригинальных идей и инноваций, опыта работы с детьми и родителями. Практически все выступления сопровождались компьютерными презентациями, видеофильмами, наглядными материалами. После выступления члены жюри задавали вопросы. К сожалению, в полной мере форма брифинга не была реализована, так как времени на вопросы оставалось очень мало (а какой же брифинг без вопросов?). Скорее, это было традиционное выступление конкурсантов с последующими вопросами жюри. Хотелось бы отметить, что в этом году в нашей группе, например, был достаточно высокий уровень представления материала. Сложность оценки для жюри состояла в том, что кто-то представлял свой материал в стихах, а кто-то – как научную концепцию, почти что диссертационное исследование.

2-й (очный) этап: педагогическое мероприятие с детьми

По единодушному мнению всех членов жюри, этот этап – самый интересный и важный. Каждый участник показывает мероприятие с детьми в местном детском саду. С детским садом он знакомится за день до проведения занятия. Все очень волнуются, как поведут себя дети, пойдут ли на контакт с незнакомыми воспитателями. Надо сказать, что и дети, и детские сады были просто замечательными. В Мытищах в последние годы построили много современных дошкольных учреждений. Все участники конкурса и члены жюри отмечали, как ответственно отнеслись к организации мероприятия заведующие и сотрудники детских садов. Наша группа, например, работала в детском саду №70 «Золотая рыбка» (зав. Е.В. Курс) в очень доброжелательной и комфортной обстановке. Переходя из группы в группу, мы смотрели занятия участников, которые были очень разнообразными. Главное, что не только членам жюри, но и детям было интересно. Они задавали вопросы, с удовольствием выполняли задания, играли, танцевали и просили педагогов приходить еще. Один мальчик даже помог нам сформулировать критерии оценки мероприятия. Минут через 10 после начала занятия он вдруг громко спросил: «А когда же будет интересно?». А интересно было. Дети провожали осень, делали необычные цветки, фигурки в технике оригами, фантазировали, превращались в белых лебедей, отправлялись на олимпиаду в Сочи, учились правильно говорить. По окончании этой части этапа члены жюри и все участники в доброжелательной обстановке обсудили результаты (именно результаты в целом, а не ошибки) работы. Мы говорили о том, что могло быть сделано по-другому, как все воспринимали дети, спрашивали, как оценивают свое занятие сами педагоги. Опыт предыдущих конкурсов показал, что такое обсуждение очень важно для конкурсантов.

По итогам первого (заочного) и второго (очного) туров этапов конкурса были определены десять участников, которые набрали наибольшее количество баллов в общем рейтинге: Е. Стафурова (Рязанская область), Н. Деркаченко (Московская область), Н. Одинцова (Санкт-Петербург), Л. Барабошкина (Республика Татарстан), Н. Белобородова (Республика Крым), О. Любавина (Самарская область), О. Протасова (Новосибирская область), О. Корчагина (Мурманская область), Г. Майданова (Хабаровский край), Т. Гилева (Омская область). Все они были награждены и приняли участие в третьем (очном) туре конкурса. Ну а для остальных конкурс закончился.

3-й (очный) этап: мастер-класс

Все десять участников проводили на сцене мастер-класс. В большом зале присутствовали члены большого жюри, студенты, участники конкурса и их сопровождающие, педагоги Москвы и Московской области. Мастер-класс — самое захватывающее мероприятие. В этом могли убедиться не только те, кто присутствовал в зале, – была организована онлайн-трансляция мероприятия. Всегда с нетерпением ждешь, что же представит очередной участник. Впечатление от мастер-класса создает не только его ведущий, но и его команда. Как правило, это коллеги конкурсанта-финалиста, другие участники. Они танцуют, поют, рисуют, лепят, играют, – словом, делают все то, о чем просит их ведущий. Мастер-классы сопровождаются компьютерными презентациями и видеофильмами. Что нужно для победы на этом этапе? Умение владеть большой аудиторией, доходчиво, эмоционально (но в меру!) донести свои идеи до всех присутствующих, показать что-то оригинальное, важное для всех педагогов. В общем-то, нужно даже обладать определенными артистическими способностями. И при этом – уложиться в отведенное время. В этом году мастер-классы всех участников были яркими и интересными. Но уже на этом этапе все отметили мастерство Натальи Одинцовой из ДОО детский сад №88 Приморского района г. Санкт-Петербурга, которая в конечном итоге и стала победителем. Она представила большой оригинальный макет лэптопа для воспитателя.

3-й (очный) этап: ток-шоу «Профессиональный разговор»

В ток-шоу (круглом столе) участвуют все финалисты конкурса. Это мероприятие проходило в здании Правительства Московской области и, как и мастер-класс, транслировалось через Интернет в течение 1,5 часов. Задача участников – высказать свое мнение по той или иной актуальной проблеме дошкольного образования. Все вопросы формулирует ведущий. В этом году, как и в прошлом, им стал писатель Олег Рой. Конкурсанты обсудили самые разные темы, поговорив о том, что такое профессионализм, о педагогах, о современных подходах к образованию, о культуре и литературе и о многом другом. Конкурсанты отвечали на вопросы: «Что вас привело в профессию?», «Каким культурным потенциалом надо обладать, чтобы стать педагогом?», «Какой ваш любимый литературный герой?», «Что такое хороший педагог с точки зрения родителей, и что такое хороший педагог с точки зрения ребенка?» В финале прозвучал вопрос: «Что бы вы сказали президенту России, если бы он встретился с десяткой лауреатов конкурса “Воспитатель года России”?». Победитель конкурса Наталья Одинцова ответила: «Будьте мудрым».

Номинация «За оригинальную идею»

Помимо победителя конкурса и финалистов специальными призами спонсоров и организаторов были отмечены многие участники. Журнал «Обруч» уже не первый год вручает свой приз в номинации «За оригинальную идею». В этом году его получил Алек Кириллов из Республики Саха (Якутия). Занятие этого педагога «Чудесное превращение» было действительно оригинальным и соответствовало Году литературы, так как посвящалось сказке Г.Х. Андерсена «Гадкий утенок». Да и сам Алек Кириллов предстал перед детьми в образе замечательного сказочника. Он принес детям большую книгу, которую сделал сам. На каждой странице этой книги представлена одна сказка. На занятии дети помогли «вылупиться» из яиц гадким утятам, а затем с помощью обычных ножниц и канцелярского резака превратили их в красивых белых лебедей.

Завершился конкурс торжественным вручением Жемчужины, выступлениями и пожеланиями представителей Общероссийского профсоюза образования, Государственной думы, губернатора и Министерства образования Московской области, Министерства образования и науки РФ, ректора Московского государственного областного педагогического университета, спонсоров и многих других людей, которые сделали многое для того, чтобы конкурс состоялся. А студенты Губернского профессионального колледжа Московской области выступили с прекрасным концертом.

Журнал «Обруч» поздравляет всех участников конкурса (ведь каждый из них еще до приезда в Москву стал победителем в своем регионе)! Особые поздравления – финалистам, вошедшим в «десятку» и победителю Наталье Одинцовой!

Более подробную информацию о конкурсе вы найдете на сайте http://www.vospitatel-goda.ru/