Методические рекомендации «План работы воспитателя в дошкольной образовательной организации с учетом Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»

Уважаемые читатели! В рубрике «Под скрепкой вы найдете методические рекомендации по планированию воспитательно-образовательного взаимодействия воспитателя с детьми в ДОО, разработанные рабочей группой педагогов в рамках реализации  «Дорожной карты  по введению ФГОС дошкольного образования в городе Москве» в составе: методистов по дошкольному образованию ГБОУ ГМЦ ДОгМ Сурковой Елены Пантелеевны и Егоровой Татьяны Ивановны, старшего воспитателя ГБОУ «Гимназия №1528» Аветисян Кристины Грачиковны, старшего воспитателя ГБОУ СОШ №1852 Спесивцевой Надежды Николаевны, старшего воспитателя ГБОУ ЦО №1296 Романовой Ольги Юрьевны, старшего воспитателя ГБОУ СОШ №1224 Титовой Ольги Сергеевны, старшего воспитателя ГБОУ СОШ №1296 Сергеевой Ларисы Николаевны, старшего воспитателя ГБОУ «Школа №1195» Шалыгиной Татьяны Васильевны.

Благодарим Татьяну Ивановну Егорову и Елену Пантелеевну Суркову, методистов по дошкольному образованию городского методического центра г. Москвы за предоставленные к публикации материалы.

ГБОУ Городской методический центр г. Москвы: http://mosmetod.ru/

Просмотреть документ на сайте Городского методического центра 

Методические рекомендации «План работы воспитателя в дошкольной образовательной организации с учетом Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»

Пояснительная записка

В настоящее время в дошкольных образовательных организациях (далее – ДОО) г. Москвы осуществляется введение Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее – ФГОС ДО). Все педагогические коллективы работают над повышением качества дошкольного образования. Воспитателям предстоит освоить новые образовательные программы, принять участие в реализации примерной основной образовательной программы организации, в которой они работают. Особая роль отводится методическому сопровождению педагогов в ДОО по введению ФГОС ДО. Переход на новое содержание работы с детьми дошкольного возраста требует вдумчивого отношения к планированию воспитательно-образовательной работы с детьми.

Цель методических рекомендаций – помочь воспитателям в планировании воспитательно-образовательного взаимодействия воспитателя с детьми в ДОО по всем видам детской деятельности в течение месяца, недели.

В методических рекомендациях представлены структура рабочего журнала воспитателя, схема календарного планирования и приложения с пояснениями. Циклограмма планирования рабочего дня поможет воспитателям ДОО планомерно и последовательно организовать образовательную деятельность в течение всего времени пребывания детей в ДОО.

Методические рекомендации разработаны на основе практического опыта работы нескольких ДОО и адресованы методистам, старшим воспитателям, опытным и начинающим воспитателям ДОО.

Актуальность данной формы планирования – практическая помощь педагогам в реализации образовательных областей, а также осуществлении интеграции всех видов детской деятельности в режиме дня.

Нормативно-правовой основой для составления плана воспитательно-образовательной работы воспитателя с учетом основной образовательной программы ДОО (далее – Программа) служит Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». В законе содержатся положения о различных видах программ, разъясняются функции образовательных программ, дается четкое представление о требованиях к их структуре и порядку разработки.

В новом законе образовательные организации получили гораздо более широкие права в определении собственной образовательной деятельности.

Программа разрабатывается в соответствии с требованиями ФГОС ДО.

Программа должна быть направлена:

– на создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей, его сотрудничества со взрослыми и сверстниками в соответствующих возрасту видах деятельности;

– создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей.

Программа включает требования к психолого-педагогическим, кадровым, материально-техническим и финансовым условиям реализации Программы, а также к развивающей предметно-пространственной среде (далее – РППС).

При планировании не стоит забывать и о требованиях к результатам освоения Программы.

В Законе «Об образовании в Российской Федерации» прописано, что требования к результатам – это не требования к ребенку, которые можно и нужно измерять. Аттестация ребенка, то есть оценивание ребенка в дошкольном возрасте, в законе запрещена, результат определяется как целевой ориентир. Целевые ориентиры предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок к учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования.

На сегодняшний день возросли требования к детям, поступающим в первый класс, следовательно, новая модель выпускника детского сада предполагает изменение характера и содержания педагогического взаимодействия с ребенком: если раньше на первый план выходила задача воспитания стандартного члена коллектива с определенным набором знаний, умений и навыков, то сейчас стоит необходимость формирования компетентной, социально адаптированной личности, способной ориентироваться в информационном пространстве, отстаивать свою точку зрения, продуктивно и конструктивно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми. То есть акцент идет на развитие качеств и социальную адаптацию. Если меняется механизм управления, то, как следствие, меняется механизм планирования.

Новый вид планирования позволит воспитателю планомерно и последовательно организовать образовательную деятельность в течение всего времени пребывания детей в дошкольной организации для создания условий появления нового образовательного продукта, в создание которого включены и педагоги, и дети, и родители.

Согласно ФГОС ДО, идет распределение видов деятельности детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями (п. 2.7 ФГОС ДО). И в настоящее время перед ДОО поставлена задача – разработать не интегрированные занятия через синтез образовательных областей, а предложить целостный интегративный процесс взаимодействия взрослого и ребенка на определенную тему в течение одного дня, в котором будут объединены различные образовательные области. Это новый подход к дошкольному образованию. В ДОО существовала предметная система обучения и воспитания, и получалось, что знания оставались разрозненными, разбитыми по предметному принципу. Обеспечение систематического интеграционного процесса позволяет создавать целостную систему развития у дошкольников познавательной активности и дает возможность целостно воспринимать окружающий мир, не нарушая его природу.

Основным фактором интеграционного процесса выступает объединение основных видов деятельности детей дошкольного возраста: познавательно-исследовательской, трудовой, конструкторской, игровой, коммуникативной, двигательной, музыкальной, изобразительной, чтения художественной литературы и фольклора. Деятельность как психологическая основа интеграции способна объединять внутри себя разные компоненты и обеспечить необходимые условия для появления нового образовательного продукта, в создание которого включены и педагоги, и дети, и родители. Таким образовательным продуктом могут выступать новое знание, рисунок, танец, спектакль, составленный ребенком текст и др.

В результате освоения интегративной деятельности у ребенка формируются целостные социальные и психологические образования, легко переносимые из одной сферы в другую, и развиваются творческие способности.

Интегративными формами в ДОО могут выступать совместные праздники, спектакли, досуги, экскурсии, творческие проекты, сюжетно-ролевые игры, эксперименты и т. д. Особенность организации такого процесса в ДОО такова, что все перечисленные формы не могут существовать сами по себе, выбор определенной темы предполагает их интеграцию. Некоторые темы могут рассматриваться через организацию проекта, где и будет прослеживаться интеграция всех образовательных областей развития и видов детской деятельности.

Таким образом, планирование воспитательно-образовательной работы с детьми дошкольного возраста осуществляется в дошкольном образовании через интеграцию всего образовательного процесса, объединяющую образовательные области, разные виды детской деятельности, приемы и методы в единую систему. Следовательно, педагог планирует свою деятельность, следуя за ребенком, наблюдая за его развитием, за его интересами.

В качестве ожидаемых результатов при условии использования данного способа планирования воспитательно-образовательной работы можно назвать возможности и способности педагога:

– планировать разные виды и содержание детской деятельности в соответствии с интересами воспитанников;

– рационально организовывать образовательный процесс, оптимально определять направление развития каждого ребенка;

– реализовывать творческий подход к осуществлению профессиональной деятельности;

– создавать необходимую свободу выбора воспитанниками способов общения и поведения;

– управлять образовательным процессом, использовать самостоятельно выбранные технологии и методы, способы, направленные на развитие детей, и осуществлять рефлексию профессиональной деятельности;

видеть проблему и решать ее по собственному замыслу.

Планирование воспитательно-образовательной работы. Вариант  №1

Планирование воспитательно-образовательной работы. Вариант №2