Ребенок и безопасное пространство

Алла БЕЛЕВИЧ, детский и семейный психолог, гештальт-терапевт, юнгианский аналитик, научный сотрудник Центра практической психологии образования,

Виктория ЧАЛ-БОРЮ, детский и семейный психолог, гештальт-терапевт, супервизор, тренер, научный сотрудник Центра практической психологии образования.

Какой должна быть программа для дошкольников? Чем она должна отличаться от подобных программ для детей старшего возраста? Чему нужно уделять обязательное внимание при работе с детьми? Все эти годы «Обруч» не перестает наблюдать за процессом создания новых программ для дошкольников, фиксируя значительные изменения, происходящие в российском обществе, и пытаясь разглядеть черты ближайшего будущего. Ведь образовательные программы – это ответ на вызовы времени и значимая формирующая сила подрастающего поколения

ФГОС дошкольного образования определяет область социально-коммуникативного развития как сквозную задачу педагогической работы дошкольной организации. В рамках такой работы особое место занимают программы, направленные на развитие социальной и эмоциональной компетентности. Опираясь на исследования отечественных и зарубежных специалистов, мы разработали концепцию программы «Жизненные навыки для дошкольников. Занятия-путешествия». Концепция проста – предложить детям пространство и условия для счастливого детства. Это значит: 

- вернуть игру как естественную форму удовлетворения детских потребностей, как среду для качественного развития, как необходимое условие профилактики и коррекции возможных сложностей взросления; 

- сделать область потребностей, желаний и мечтаний доступной, с удовольствием проживаемой; 

- не допустить возникновения катастрофических разочарований от контактов с миром. С миром человеческих отношений, миром чувств, миром естественного и природного;

- сделать этап подготовки к школе насыщенным разными переживаниями, нескучным; 

– сделать добывание интеллектуальной информации, чтение книг, изучение жизни привлекательным процессом.

Методология программы основывается на современных психологических и нейропсихологических данных о детях дошкольного возраста, многочисленных феноменологических наблюдениях за современной детворой и на собственных воспоминаниях и опыте авторов программы. Основной вопрос, на который мы старались ответить: «Что нужно дать ребенку до школы? Что можно успеть сделать в тот период, когда задача обучения не является первостепенной, а большинство физиологических и психических процессов находятся в стадии становления?» 

Создать условия для игры

Первая особенность программы – создание условий для игры. Ни для кого не секрет, что в дошкольном возрасте значительную роль в формировании у ребенка социальных компетенций играет группа сверстников. Игра создает поле для удовлетворения потребностей во взаимодействии. Однако в настоящее время педагоги все чаще сталкиваются с тем, что у многих детей, посещающих детские сады, способность к совместной игре не развита. Они не знают, как присоединиться к группе играющих детей, как играть по правилам, благодарить, спрашивать разрешения взять чужую вещь, делиться и т.п. Вследствие этого другие дети не хотят принимать их в свою игру, что приводит к повышению агрессивности отвергаемых. Это, в свою очередь, приводит к их дальнейшему отвержению. Возникает порочный круг. Дети, отвергаемые другими из-за своего неумения играть, будучи изолированными, лишаются возможности приобретения важных качеств социализации. 

Полный текст статьи читайте в журнале «Обруч» 
Стоимость электронной подписки на год (6 номеров) – 400 рублей. 

Первым ста подписчикам предоставляется разовая скидка (10%) на приобретение методических пособий издательства «Линка-Пресс» через интернет-магазин и бесплатный электронный сертификат за участие в одном из вебинаров издательства «Линка-Пресс», журнала «Обруч» и ФГАУ «ФИРО».

Для получения скидки и/или электронного сертификата необходимо прислать копию квитанции об оплате подписки на электронный адрес info@obruch.ru с пометками «Скидка», «Электронный сертификат на вебинар (название мероприятия)».