Елена Червина
ОН И ОНА (Два бестселлера)
Насколько фундаментальны и непреодолимы поведенческие, социальные, ролевые различия между мужчиной и женщиной? Есть ли подвижки, и, если да, то как смещаются акценты в этом, казалось бы, испокон веков заданном противостоянии? Стоит ли принимать на веру блестящий афоризм дедушки Фрейда: «Анатомия – это судьба!»? Или все-таки: «Долой фатализм!» и «Вперед! В будущее без предрассудков!»?
В размышлениях о личных и профессиональных предпочтениях при ответе на эти вопросы небесполезными могут оказаться две весьма занимательные книги, которые мы вам с удовольствием представляем:
Джон Грэй. Мужчины с Марса, женщины с Венеры. – М., ?. (Оригинал: 1993)
Шон Берн. Гендерная психология: законы мужского и женского поведения. – М., 2001. (Оригинал: 1996)
Две позиции. Два автора. Он и Она. Каждый, по-своему убедительно, анализируют характерные для сегодняшнего дня законы мужского и женского поведения и предлагают (он – прямо, она – весьма опосредованно) авторские рецепты выбора правильной линии.
ОН – Джон Грэй. Доктор философии в Колумбийско-Тихоокеанском университете. Известен в США как ведущий специалист в области человеческих взаимоотношений и личностного роста. Около 20 лет проводит общественные и частные семинары, читает лекции; часто выступает на телевидении и по радио в популярных передачах и шоу. Его колонки публикуются в различных газетах и журналах. Общий тираж книги «Мужчины с Марса, женщины с Венеры», переведенной почти на 40 языков, достиг 10 млн экземпляров.
 ОНА – Шон Берн. Доктор социальной психологии, адъюнкт-профессор Калифорнийского политехнического института, специалист в сфере прикладной социальной психологии. В настоящее время ее исследовательская работа посвящена факторам, способствующим сохранению традиционных гендерных норм, а также динамике борьбы за равноправие мужчин и женщин и той отрицательной реакции, которую эта борьба нередко вызывает в обществе.
ОН (Грей – Grey– «Серый. Серенький») – популяризатор, шоумен, журналист, предприниматель. ОН – за то, чтобы приспосабливаться.
ОНА (Берн – Burn – «Поджигающая. Опаляющая») – ученый, исследователь, педагог, правозащитник. ОНА – за то, чтобы менять.
Выбраны разные жанры. У НЕЕ – научное исследование, правда, написанные хорошим доступным языком. Живости, а порой даже и легкой фривольности книге добавляют забавные иллюстрации-карикатуры. Автор позиционирует свой опус как «путеводитель по сложной и запутанной «местности» многочисленных гендерных экспериментов, гипотез, теорий»[1]. Действительно, библиография здесь исчерпывающая. И если вы хотите быстро освоиться с понятийным аппаратом и персоналиями современной гендерной психологии – вам, безусловно, сюда.
ОН работает скорее в весьма популярном сегодня жанре «помоги себе сам».
Разговорный язык, изобилие подробных примеров, прямо-таки «Санта Барбара» от психологии. Что сказала соседка? К каким мыслям подвигла жена? Как там Фил? Что у Джинни? И т.д. Изобилие повторов-разжевываний. Телевизионная нарезка. Отошли разгрузить стиральную машину? Ничего страшного. Мы повторим! Начинайте с любой страницы. Главное – ситуации абсолютно узнаваемы, советы просты и очень действенны. Можете в любое время сами в этом убедиться прямо у себя на дому!
Для НЕЕ очень важны четкие понятия, точные определения, мнения коллег по цеху, результаты схожих исследований. ЕМУ необходим образ, наглядность, узнаваемость, своего рода мифотворчество и восторженные оценки жены, слушателей, пациентов.
А теперь – ближе к тексту. Для Шон Берн отправной точкой является понятие «гендера». Оно позволяет выразить важнейшую идею автора: различия в поведениимужчин и женщин не так уж и велики, они далеко не на все 100% предопределены анатомическими особенностями, но в большинстве своем – культурой и социумом. Гендерные роли, уверена Шон, в настоящее время претерпевают все более значительные изменения, несмотря на разного рода препятствия, кои следует всеми силами стремиться побыстрее преодолеть. Этого требует не только банальная справедливость, но и женская солидарность.
Из книги Шон Берн вы узнаете о множестве различных научных исследований гендера, познакомитесь с десятками психологических тестов. Поймете, какие ограничения накладываются традиционными гендерными ролями не только на женщин, но и на мужчин. Убедитесь, что в формировании гендерных стереотипов у детей участвуют не только родители и педагоги, но и детская литература, телевидение, и, конечно же, игрушки.
Пламенная Шон будет исподволь убеждать вас, что с сексизмом надо начинать бороться как можно раньше, не то что со школьной скамьи, а прямо с пеленок. Это, кстати, очень созвучно европейским социально-политическим взглядам сегодняшнего дня. (Пишу эти слова, а краем уха слышу, как телеканал «Евроньюс» сетует на усугубление в период кризиса неравенства в оплате труда между мужчинами и женщинами. Причем меньше всего зарплаты работающих мужчин и женщин различаются, представьте себе, в Италии. У евродепутата и рецепт наготове: «Бороться с сексизмом пора уже в детских садах!»)
Но, пожалуй, самый неожиданный вывод напрашивается в связи с трактовкой Шон Берн андрогинии – явления, при котором человек проявляет одновременно и женские, и мужские качества. «Вплоть до 70-х годов проявление «мускулинных» черт у женщин и «феминных» черт у мужчин были для психологов источником беспокойства. А среди людей, далеких от психологии, такое понимание широко распространено и сейчас, и именно из-за него люди оказываются в замешательстве, когда их дети проявляют интересы и поведение, свойственные противоположному полу. Однако исследования не подтверждают положение о том, что отклонение от поло-ролевых стандартов влечет за собой психологическую рассогласованность (O|’Heron&Orlofsky, 1987,1990). Действительно, согласно Бем (Bem, 1974), душевное здоровье не должно иметь гендера, а андрогиния положительно влияет на психологическое состояние человека. Была обнаружена связь андрогинии с ситуационной гибкостью (Bem, 1975; Vonk & Ashmore,1993); высоким самоуважением (Mullis & McKinley, 1989; Orlofsky,1977; Spence et al.,1975); мотивацией к достижениям (Spence & Helmrich,1978); хорошим исполнением родительской роли (Baumrind,1982); cубъективным ощущением благополучия (Lubunski et al.,1981). В дополнение к этому напомним о том, что Заммичьели и его коллеги (Zammichieli et al., 1988) обнаружили, что в семьях, где оба супруга были андрогинными, выявлялся более высокий уровень удовлетворенности браком, нежели в семьях, где один партнер или оба были поло-типизированы».[2]
Итак, Шон Берн доказывает, что гендерные различия между мужчинами и женщинами незначительны и, чем меньше они будут становиться, тем счастливее и благополучнее будет наша жизнь.
Радикально противоположного мнения придерживается Джон Грей. ЕГО книга – нечто вроде учебного пособия по семейным отношениям. Книга показывает, сколь велики различия между мужчинами и женщинами буквально во всех областях их жизни. Различны не только способы общения: они по-разному думают, чувствуют, воспринимают действительность, по-разному реагируют, любят. Несхожи между собой их потребности, даваемые ими оценки. Мужчины и женщины – словно бы существа с разных планет, говорящие на разных языках. Мифологический зачин книги очень убедителен:
«Представьте себе, что прародиной мужчин был Марс, а женщин – Венера. В один прекрасный день марсиане, глядя в свои телескопы, усмотрели в них венерианок… Поголовно влюбившись, марсиане быстренько изобрели космический корабль и помчались на Венеру.
 Любовь между венерианками и марсианами самым волшебным образом изменила их жизнь… Дети разных миров, они открыли бездну интересного в имевшихся между ними отличиях… Долгие годы прожили они в любви и гармонии.
 Но вот в один прекрасный день им вздумалось перебраться на Землю. Поначалу и тут все у них шло чудесно, но... однажды утром… обнаружилось, что все они частично потеряли память. Как марсиане, так и венерианки забыли, что они происходят с разных планет и что вследствие этого они и сами разные… С того самого утра мужчины и женщины начали конфликтовать и продолжают заниматься этим по сей день. РАЗНЫЕ, РАЗНЫЕ...»
И дальше десятки иллюстраций этой разности, сопровождаемые напутствиями о том, как, несмотря на все различия, сохранить взаимную приязнь. Вкратце они сводятся к следующему:
= Поскольку на Марсе главным было добиться победы своими собственными силами, при возникновении любых затруднений мужчинам обычно свойственно предлагать решения, недооценивая чувства («МИСТЕР РЕШАЮ-ВСЕ-ПРОБЛЕМЫ»), тогда как женщины (на прародине которых основным достоинством считались сопереживание и забота) принимаются давать советы, о которых их, собственно, никто не просил («КОМИТЕТ УСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ НА ДОМУ»). Если вы – женщина, то вам стоит начать практиковаться в воздержании от непрошеных советов и «пилежа». Если вы – мужчина, то вам понадобится искусство слушать.
= В стрессовых ситуациях марсиане стремятся отойти в сторону и молча обдумать беспокоящую их проблему, венерианки испытывают инстинктивную необходимость поговорить о ней. Особенно показателен здесь образ ПЕЩЕРЫ, в которую так любят удаляться марсиане. То, с какой настойчивостью Грей убеждает женщин не только не разрушать это мужское убежище, но даже, по мере возможности, к нему и не приближаться – свидетельствует о подлинной погруженности в проблему ( БОЙТЕСЬ ОГНЕННОГО ДРАКОНА!)
= Мужчины и женщины обычно не понимают друг друга потому, что они говорят на разных языках. У Грея есть марсианско-венерианский словарь. Это, на самом деле, очень полезный и необходимый каждой семье разговорник.
 = Их мотивации также противоположны. Мужчины испытывают душевный подъем и прилив сил, когда чувствуют себя нужными... Женщины – когда чувствуют, что о них есть кому позаботиться.
= Мужчина или женщина дают представителю противоположного пола такую любовь, в какой нуждаются они сами, а отнюдь не ту, которая нужна партнеру. Мужчине в любви требуется, прежде всего, чтобы его принимали таким, какой он есть, ценили его, доверяли ему, и чтобы он сам мог доверять партнерше. Женщине же важнее всего забота, понимание и уважение.
 «Когда в следующий раз вы почувствуете разочарование в отношениях с противоположным полом, вспомните, что мужчины – выходцы с Марса, а женщины – с Венеры. Если из всей книги вы усвоите только это положение, то и оно поможет вам быть любящими и доброжелательными». Так сказать, с чего начали, тем и кончили.
Конечно же, это очень разные книги. Для Шон Берн важен весь психолого-социальный спектр от математических способностей и ориентации в пространстве до роли в семье и в воспитании детей, Джон Грей ограничен практически одной сферой – любовью и личными взаимоотношениями мужчин и женщин. И вряд ли бы их можно было сравнивать, если бы не одно «но»: общим у них оказывается самое интересное – различия между мужчинами и женщинами и то, чем эти различия отзываются для каждого из нас.
Поэтому в завершение несколько слов о личном. ОН посвящает книгу жене. ОНА, прежде всего, благодарит за помощь сына. И это очень символично, по крайней мере, для меня. Я бы считала полезным прислушиваться к мнениям двух этих авторов в разных жизненных ситуациях. Работая с детьми, «готовя будущее» – не пренебрегала бы точкой зрения Шон Берн. Ну, а возвращаясь домой, пользовала бы в отношениях с мужчиной добрые советы Джона. В конце концов, менять можно то, что меняется. А к тому, что уже есть, по-моему, остается только приспосабливаться. А вы что думаете по этому поводу?
И вот что еще. Наверное, Джон Грей не был бы так успешен, если оставлял бы хоть пядь возделываемого пространства конкурентам. Так что о детях он тоже написал. Спустя некоторое время после марсиан и венерианок, у него вышла книга «Дети с небес». Но это уже другая история. Прочтем ее вместе?
ПЛАШКИ:
Гендер (Gender) – социально-биологическая характеристика, с помощью которой дается определение понятиям «мужчина» и «женщина». Психологи предпочитают употреблять термин «гендер», подчеркивая тем самым, что многие различия между мужчинами и женщинами создаются социокультурой, тогда как слово «пол» (sex) подразумевает, что все различия являются прямым следствием биологического устройства.
Сексизм — это вид дискриминации, соответствующий фашизму и расизму, только при фашистском или расистском режиме люди разделены на разные категории по расе, а при сексизме — по половому признаку.
Из марсианско-венерианского словаря:
 «Ты больше не любишь меня»
 В переводе этот упрек-жалоба расшифровывается так: «Сегодня мне кажется, что ты меня не любишь. Не мог бы ты подкрепить мою веру в твою любовь и сказать мне три волшебных слова «Я люблю тебя»? Когда ты произносишь их, мне так хорошо!»
 Без перевода мужское толкование может быть таким: «Я отдала тебе лучшие годы своей жизни, а ты не дал мне ничего. Ты просто использовал меня. Я сделала страшную глупость, влюбившись в тебя. И вот теперь у меня не осталось ничего».
Шесть основных способов оказать поддержку мужчине, скрывшемуся в пещеру:
 1. Не выражайте свое недовольство его потребностью уединиться.
 2. Не пытайтесь помочь ему справиться с проблемой, подсказывая решения.
 3. Не старайтесь проявить заботу, задавая вопросы типа «Как ты себя чувствуешь после всего этого?»
 4. Не усаживайтесь у самого входа в пещеру, а дайте ему возможность выбраться самому.
 5. Не беспокойтесь о нем и не жалейте его.
 6. Займитесь чем-нибудь, что доставило бы вам удовольствие.
 Мужчине хочется, чтобы его любимая венерианка верила, что он может сам справиться с создавшейся проблемой. Эта вера очень важна для его чести, гордости и самоуважения.
 

[1] Шон Берн. См. выше, стр.19.
[2] Шон Берн. См. выше, стр 71.