Заседание шестое

Сказочный жанр: каноны и отступления

На предыдущих заседаниях Клуба мы уделили большое внимание практическим вопросам организации сказочного пространства: образу героя, модели мира, построению препятствий, помощникам и противникам... Пришло время поговорить о том, как правильно сложить все эти элементы воедино, чтобы в итоге получилась цельная и увлекательная история.

Авторские произведения, в отличие от фольклорных, редко следуют всем канонам сказочного жанра: они хоть и опираются на устоявшуюся литературную традицию, изначально ориентированы на тех читателей, которые уже хорошо знакомы с оригинальной системой народных сказок. Задача автора – удивить, привлечь внимание аудитории, привнести что-то новое, а не просто пересказать знакомые сюжеты и повторить устойчивые формулы. Поэтому-то авторская сказка может начаться с диалога, долго не давать читателю полного представления о происходящем, свободно перескакивает с одного сюжетного момента на другой...

Но в нашем случае следование некоторым канонам необходимо: юным слушателям надо дать почувствовать жанровое своеобразие, обратить на него особое внимание. Для этого недостаточно просто сказать: «Сейчас я расскажу тебе сказку». Требуется соблюсти ритуал, условность. Встроить свое произведение в общую литературную картину и подготовить ребенка к восприятию сказочного повествования.

Неслучайно первые слова, которые приходят на ум при сочинении сказки, – это «давным-давно...», «жили-были...» или «в некотором царстве...». Знакомый всем зачин сразу дает понять – перед нами сказка. И не надо искать подтекст, ломать голову над закрученным сюжетом или искать несостыковки – все обещает быть понятным, веселым и волшебным. Такое каноническое начало лучше всего использовать для нескольких первых сказок на разные темы, или для первой истории в серии. Игры с формой начинаются позже...

А привнести в сказочную композицию что-то новое всегда можно. Скажем, добавить развернутые описания. Ведь народные сказки отличаются схематизмом в оформлении: вместо красочных словесных зарисовок обычно даются устойчивые эпитеты. Это справедливо и для характеров персонажей, и для описания места действия: хитрая рыжая лиса, дремучий лес, синее море. С каждой новой сказкой можно постепенно усложнять и обогащать образную составляющую: пусть лиса станет не просто хитрой, а коварной; и рыжий цвет ее будет далеко не такой веселый, как у апельсина, – а потускневший, ржавый, показывающий опытность хищника...

Второе новшество, совершенно не характерное для фольклорной сказки, но удачно работающее в авторской, – лирическое отступление. Главное – не превращать этот прием в привычку, которой порой грешат рассказчики в обычном разговоре: не надо прерывать историю, рассуждая по каждому удобному поводу, и сообщать ненужные подробности.

Лирическое отступление может иметь прямое отношение к слушателю, быть обращено именно к нему: «…дракончик очень испугался... Помнишь, как ты боялся, когда надо было делать укол? Дракончику было еще страшнее. Драконы хоть и не боятся почти ничего: ни уколов, ни темноты – но истории про рыцарей вызывают у них настоящий ужас!..» Такой прием, безусловно, способствует большей заинтересованности слушателя.

Лирические отступления могут носить и отвлеченный характер: «...он получил в подарок волшебную палочку... Волшебные палочки! Сколько их еще осталось в мире? Где делают эти чудесные инструменты, которые по-прежнему надежно выручают героев самых разных сказок?» Но в этом случае, конечно, не стоит сильно отдаляться от темы повествования.

Еще одной устойчивой сказочной приметой являются повторы: как сюжетные, так и словесные. Повторы создают особое настроение, особый ритм повествования. Благодаря им малыш лучше запоминает сюжет, предугадывает некоторые события, самостоятельно подключается к рассказу. Но вовсе необязательно дословно воспроизводить одни и те же фрагменты с минимальными различиями: три птичьих крика, три двери, три испытания – можно привнести разнообразие и сюда. Например, благодаря повторам заставить героя переосмыслить свои поступки. Представим себе сказку, в которой речь идет о мальчике, мечтающем научиться творить чудеса: три раза ему встречается добрый волшебник. Первый раз герой приходит к нему в самом начале, просится в ученики – но старичок только хмурится и исчезает. Во второй раз мальчик находит его после долгих поисков, повторяет свою просьбу – но волшебник сохраняет молчание. В третий раз герой уже не ищет учителя, помогает другим людям, чем может, – и волшебник сам находит его, улыбается и предлагает принять в ученики...

Надо отметить, что все эти элементы удлиняют повествование, замедляют темп: пока идет описание или лирическое отступление, в сказке, по сути, ничего не происходит. И важно найти компромисс между рассуждениями и активными действиями, чтобы отступления не казались затянутыми, а события не потеряли своей динамичности. Никаких конкретных рекомендаций тут дать нельзя: каждый случай индивидуален, и все познается опытным путем.

В завершении заседания хотелось бы дать несколько рекомендаций по технике рассказывания. Ведь даже самая увлекательная история может многое потерять, если не позаботиться о манере исполнения...

  • Постарайтесь подготовить несколько сказок сразу: хороший сказочник всегда держит про запас одну-две истории, на случай, если публика заскучает. Да и малышу будет гораздо интереснее выбрать самому, о чем пойдет речь: о смелом роботе, спасающем друга, или о злюке-фее, заблудившейся в темном лесу.
  • Необязательно прописывать сказку во всех подробностях. Во-первых, вы все равно будете рассказывать ее, как запомнили, а не читать с листа. Во-вторых, какие-то удачные детали могут прийти в голову уже в сам момент воспроизведения.
  • Ничего страшного, если при участии малыша сказка по ходу повествования будет изменяться, отходить от запланированной канвы. Придуманная вами история тем и отличается от любого другого произведения, что вам гораздо проще адаптировать ее к новым условиям
  • Всегда прислушивайтесь к мнению ребенка, позволяйте ему проявлять фантазию. Если малышу какие-то моменты кажутся противоречивыми и неправдоподобными, предложите ему придумать свой вариант: как бы он поступил на месте героя, что сказал бы?
  • И не забудьте внести в текст все новые придумки, появившиеся в результате рассказа. В дальнейшем это поможет не запутаться, если история получит свое продолжение.

Наше седьмое заседание – а оно, к сожалению, будет последним – состоится 25 ноября. На нем мы постараемся ответить на все присланные вопросы, опубликовать новые истории, дадим еще несколько напутственных рекомендаций и подведем итоги работы Клуба.

 Мы успели обсудить множество сложностей, с которыми могут столкнуться начинающие сказочники. Пришло время применить эти знания на практике. Попробуйте сочинить небольшую историю, где будет все необходимое: удивительный мир, обаятельный герой, трудные испытания, верные помощники, коварные злодеи и счастливый конец – и прислать ее нам.

Авторы самых красивых и увлекательных сказок получат призы от журнала «Обруч».

Электронный адрес для работ не изменился: online@obruch.ru

И, по традиции, слово предоставляется участникам нашего Клуба, Елене Цыганковой и Оксане Рахмановой.

Птица-радуга

В сказочном лесу, рядом с изумрудным водопадом, вокруг которого росли волшебные цветы и ягоды, жил добрый волшебник, который очень любил рисовать. Каждое лето волшебник изготавливал чудесные краски из аромата цветов и сока ягод. И вот однажды, на день рождения Земли, он нарисовал в подарок чудо-птиц. На первый взгляд это были совершенно обычные птицы. И многие начали поговаривать, что волшебник стал слишком стар, чтобы удивлять мир своими чудесами, как делал это раньше. Но старик только улыбался в ответ – он один знал секрет своих птиц.

Волшебник поселил их рядом с водопадом. И каждый солнечный денёк он любовался своим творением: капельки воды, попадавшие на перышки птиц, светились семью необыкновенными цветами. Птицы, взмывая в воздух, оставляли за собой разноцветный след, который волшебник назвал радугой.

Однажды, после сильного и долгого дождя, птицы, соскучившись по солнышку, взмыли так высоко в небо, что от одного края земли до другого в небе вспыхнула яркая радуга. Увидев ее, каждый человек чувствовал себя счастливым.

Но яркие цвета радуги и радость людей раздражали злого колдуна, буквально приводили его в ярость. Решив прекратить это безобразие, колдун украл радужных птиц, связал им крылья и заточил в пещере, подальше от солнечного света.

Без солнца птицы медленно угасали, становясь бесцветными.

Все люди очень огорчились, ведь в небе после дождя больше не появлялась радуга. И тогда они пошли к доброму волшебнику за советом, как спасти радужных птиц.

Добрый волшебник, как всегда, дал мудрый совет: семь человек разного возраста должны пойти к колдуну и принести ему семь даров.

- О каких дарах ты говоришь, добрый, мудрый волшебник? – спросили его люди.

- Они все вам знакомы, идите, и сердце вам подскажет! – сказал мудрец.

Семеро храбрецов подошли к пещере колдуна. Справившись со своим страхом, они вошли внутрь и зажгли факелы. Чем дальше люди продвигались вглубь, тем больше охватывал их ужас. И вот, вдали появился свет. Подойдя ближе, они увидели колдуна, который посреди круглого зала читал свои магические книги.

Заметив непрошеных гостей, он зло расхохотался: «С каких это пор люди сами стали приходить за своей смертью?»

- Я пришел пожелать вам добра! – робко произнес мальчик, спрятавшись за своего отца.

- Замолчи! – закричал колдун.

- Я пришел пожелать тебе счастья, – сказал мужчина.

- Я желаю тебе радости, – произнесла девушка.

С каждым словом силы колдуна таяли на глазах, а в пещере все громче и громче продолжали звучать слова: дружба, честность, справедливость, нежность, преданность…

Последние слова, которые услышал колдун, были слова маленькой девочки: « Я люблю тебя!»

И чудо свершилось: вместо злого колдуна люди увидели перед собой обычного седого старичка, который смотрел на них добрыми глазами.

- Я провожу вас к птицам, им нужна ваша помощь! – сказал старик.

Так добрые чувства людей спасли радужных птиц и красоту мира.

Много веков прошло с тех пор, но и сейчас мы с тобой можем любоваться великим чудом природы – радугой!

Елена Цыганкова, Оксана Рахманова