Заседание третье

Испытания и помощники

Благодаря участникам Клуба, которые откликнулись на новое задание, на сказочном небе появилось несколько новых астероидов. Вот они:

Планета Пляж

Половина этого астероида – теплое море. А другая половина покрыта белым песком, на котором растут пальмы. На берегу расставлены кресла, зонтики, столики с соками и фруктами. И все бесплатно! Настоящий райский уголок. Но, к сожалению, астероид расположен так далеко ото всех остальных планет, что очень немногие путешественники добираются до него. И Пляж почти всегда пустует. Поэтому говорящие рыбы, которые живут в теплом море, научились путешествовать между мирами в водяном пузыре. И знают все свежие новости и сплетни.

Анастасия Афанасьева, 10 лет

Планета Пэчворк

Почетный и единственный житель астероида – старый портной. Когда-то давно портной жил на большой-большой планете, в большом-большом городе, в красивом доме, на первой этаже которого располагались его мастерская и магазин. Портной был настоящим мастером своего дела, а каждый его наряд – произведением искусства. Модницы часами простаивали перед витриной, восхищенно обсуждая цвет, вышивку, каждый бантик, каждую складочку на выставленных платьях. Но вкусы публики со временем изменились – и никто уже не считал наряды портного такими красивыми. Тогда он отправился жить на астероид, который назвал Пэчворк. Все на этом астероиде сшито портным: трава, деревья, птицы на ветках, река и рыба в реке… Но портной, чтобы как-то оживить и разнообразить пейзаж, столько раз перешивал и перекраивал его, что все ткани давно закончились. И теперь ему приходится шить все из маленьких лоскутков. Но так даже лучше! Портной так наловчился соединять лоскутки, что его пестрый мир издалека выглядит как живой.

Ольга Сергеевна Баркова

Просто Астероид

Так получилось, что на маленьком космическом камне жили двое: человек и пес цвета спелой пшеницы. Между собой они называли свой дом просто Астероидом (конечно, называл его так только человек, а пес только слушал и соглашался). Весь астероид был покрыт травой, из которой кое-где выглядывали белые пятнышки полевых цветов. Чтобы чем-то занять время, человек решил построить для пса конуру. А так как времени у человека было много, и своего пса он любил, то и конура получилась большая и удобная. К сожалению, кроме этой конуры на маленьком астероиде не уместилось больше ничего – и самому человеку приходилось спать на лужайке перед конурой, под звездами. Видя такую несправедливость, пес тоже не стал спать в конуре, предпочитая лежать под открытым небом рядом с хозяином. Так они и проводили время, всматриваясь в космическое пространство и гадая, кто может жить там, далеко, на невидимых с их луга астероидах.

Ирина Чукотина

Мы благодарим наших сказочников за интересные описания.

А теперь, когда работы опубликованы, победители выбраны и призы отправлены – мы можем перейти к теме нашего нового заседания.

Множество героев терпеливо дожидаются начала своего путешествия. Мы успешно разобрали ряд законов, по которым создается сказочный мир, – пора сделать еще один важный шаг в написании истории.

Придумывая сказочного героя, вы убедились, что вместе с неповторимыми характером и внешностью ему присуща и некая центральная идея, цель, определяющая сюжет сказки – будь то борьба с собственными недостатками, достижение заветной мечты, поиск таинственного сокровища или собственного предназначения… Но на пути к этой цели все может измениться: ведь героя ожидают и другие увлекательные приключения, куда более непредсказуемые. Скажем, человек, одиноко живущий в маленьком, затерянном среди лесов домике, всегда мечтал попасть в большой город. Но каждый раз, отправляясь в путешествие, чтобы увидеть это место, он встречает новых людей, помогает им, приглашает поселиться рядом – и это повторяется вновь и вновь. И вот однажды, готовясь предпринять очередную попытку, он обнаруживает, что уже живет именно в таком большом городе, до которого мечтал добраться.

В сказочном мире происходит так много интересного, что легко позабыть, куда и зачем ты отправился. Чтобы этого не произошло, автор может время от времени напоминать юным читателям и своим персонажам о главной цели.

В идеале, сказка (и любая увлекательная история) – это бесконечная череда приключений в погоне за заветной (или новой, из-за сменившихся обстоятельств) мечтой.

Многие писатели и литературоведы, анализируя действия героев известных сказок, составили свою классификацию элементов сказочного сюжета. Авторство самой известной и исчерпывающей работы в этой области принадлежит Владимиру Яковлевичу Проппу («Исторические корни волшебной сказки»). А, возможно, самое изящное решение сказочного сюжета описал в своей «Грамматики фантазии» Джанни Родари: на основе предложенной Проппом классификации было составлено двадцать карт с распространенными сюжетными событиями (отъезд героя, запрет, нарушение, борьба и т.п.). Чтобы сочинить новую историю, последовательность событий, участникам творческой игры достаточно было вытянуть наугад несколько таких карт…

О вопросах композиции, о том, как эти элементы складываются в единое целое, мы поговорим позже – на следующих заседаниях. Но стоит отметить, что все исследователи сходятся в одном – в основе сказочного сюжета лежат испытания.

Давайте попробуем разделить испытания, ожидающие героев, на три различные группы. В первую очередь – это борьба с антагонистом (злодеем). Далее следует решение, посредством сказки, актуальных педагогических проблем и жизненных ситуаций. И наконец – борьба с обстоятельствами.

Первым двум типам испытаний мы посвятим отдельные заседания: разработать убедительный образ злодея бывает гораздо труднее, чем образ героя; а рассматривая сказку как помощника в решении воспитательных задач, потребуется уделить внимание основным психологическим и педагогическим вопросам.

Сейчас давайте обратимся к третьему типу испытаний – преодолению сложностей окружающего сказочного мира. Какие испытания могут ожидать сказочного героя? От него может потребоваться: проявить ум и смекалку, чтобы разгадать загадку (или, к примеру, запутать задающего вопрос); добраться до неизвестного места или найти выход из незнакомого пространства; разобраться в происходящем (найти способ миновать, казалось бы, непреодолимое препятствие, или понять, что с пугающим, на первый взгляд, существом можно подружиться); проявить наблюдательность (отыскать волшебный предмет, разгадать коварную уловку, заметить ловушку); проявить храбрость, прийти на помощь попавшему в беду… – и т.д.

 

Найти в сказке место для всех этих испытаний, вызвать к ним интерес читателя бывает непросто. Но порой и не нужно акцентировать внимание на преградах – сложности на ровном месте и непонятные запреты могут разрушить обаяние сказочного мира. Даже суровое слово «испытание» не всегда означает преодоление преграды. Скорее герою, а вместе с ним и читателю, предлагают совершить открытие, узнать о чем-то новом. Это может быть знакомство с окружающим миром и его законами; знакомство с персонажами, населяющими этот мир – или с собственными возможностями.

Испытания готовят героя к встрече с главной целью его путешествия. В них проявляются или воспитываются положительные качества: смелость, честность, умение дружить и любить… Даже следуя главному сказочному правилу – добро всегда побеждает – нужно постараться сохранить интригу, непредсказуемость в развитии дальнейших событий. Если герой с легкостью отгадывает все загадки, дружит с целым светом, без страха встречается с любой опасностью – может показаться, что победы даются ему слишком легко. А сопереживать бесконечным успехам быстро надоедает.

Иногда в основе сказочного повествования заложен единственный конфликт, который разрешается благодаря одному событию – такой прием характерен для произведения, рассчитанного на самых маленьких слушателей. Эта краткость, лаконичность приближает нас к жанру притчи: …вот закончилось лето! Цветочки отцвели, насекомые все попрятались от холода. И вдруг, о чудо, зацвела маленькая Астрочка! Она опять не успела вместе со всеми и осталась на клумбе совсем одна. И только малышка раскрыла свои прекрасные лепестки и превратилась в очаровательную красавицу – как налетел холодный осенний Ветер. Первые же сильные порывы Ветра сломали цветок, он упал на клумбу, никому не нужный и бесполезный. Даже семена с него нельзя было собрать. Посмотрела Цветочница на Астрочку и подумала: «Вот как важно всегда и везде успевать вместе со всеми!» («Сказка о том, как Астрочка не хотела торопиться», Г.И. Лунёва, О.А. Лунёва).

В своих приключениях герой полагается не только на себя, свои личные качества: ему на помощь всегда могут прийти другие персонажи – или пригодится волшебный предмет, найденный случайно, заслуженный или доставшийся по наследству.

Помощники дополняют образ главного героя. В этой роли могут выступать мудрые взрослые или опытные жители волшебной страны – и тогда герой, независимо от своего облика, предстает перед нами наивным малышом. Или будущий помощник сам оказывается спасен главным героем – и старается вознаградить его. Рассмотрим еще один возможный вариант: «помощник» только и делает, что мешает герою, попадает в различные неприятности, ссорится с другими персонажами – и постоянная опека, исправление последствий воспитывают в герое необходимые для прохождения испытания качества.

Необычный внешний вид помощника, отличительные черты подскажут читателю, чем тот сможет пригодиться в будущем. Представим, что героя сопровождает говорящее семечко, весело припрыгивающее на маленьких ножках-корешках... Семечко, зарывшись в землю, может становиться любым растением: деревом с плодами, кустом с благоухающими цветами, кактусом или зарослями колючек.

Волшебные предметы – тоже благодатная для фантазии область. Не стоит лезть в сундук со старым волшебным хламом: всегда можно добавить в эту коллекцию что-то свое. Вместо палочки, исполняющей любое желание, – пусть та и достала герою с большим трудом – можно выбрать предмет, в устройстве которого еще предстоит разобраться, овладеть соответствующими навыками, чтобы его использовать. Или вещь, которая творит чудеса благодаря силе духа героя, внушает ему веру в собственные силы. К примеру, волшебная подушка поможет обыграть поговорку «утро вечера мудренее». Не зная, как действовать в сложившихся обстоятельствах, герой засыпает на такой подушке – и, хорошенько отдохнув, во сне находит решение. Такую подушку, с расчетом на взрослую аудиторию, можно назвать Подушкой Менделеева.

Каким бы ни было по объему ваше произведение, сколько сюжетных поворотов в себя бы ни включало (от нуля – до бесконечности), сколько персонажей ни населяло бы ваш сказочный мир (см. предыдущую скобку) – одно небольшое приключение не испортит общей картины. Скорее – только улучшит. Поэтому, в рамках нового задания, мы предлагаем вам придумать для ваших героев (тех самых, с которыми нам уже удалось познакомиться) одно приключение, испытание на пути к заветной цели. А также помощника или способ, которым герой это испытание сможет преодолеть. Созданный сказочный фрагмент займет достойное место в вашей будущей истории. Мы надеемся, что приведенные в этом заседании советы помогут вам лучше справиться с заданием.

 

Самые интересные работы будут опубликованы на страницах сайта в рамках следующего заседания Клуба, а по итогам нескольких заседаний самые талантливые авторы получат подарки от редакции журнала «Обруч».

Электронный адрес: online@obruch.ru

Следующее заседание Детского литературно клуба состоится 23 августа.