Заседание первое

Придумываем сказочного героя

Да, темой первого заседания нашего Клуба выбран именно герой. Как сделать образ героя более правдоподобным? Чему следует уделить особое внимание? Как не допустить, чтобы герой пал жертвой первого же поворота сюжета?

Конечно, литература вообще, детская литература, в частности, а сказка в особенности не держится на одних только героях. Русские (и не только русские) народные сказки, например, характерны «общими местами», схожестью эпизодов и сюжетов, которые повторяются в разных произведениях с разными героями.

Но в нашем случае, в случае авторской сказки, герою можно уделить повышенное внимание.

В чем беда современных героев детских книг и мультфильмов? Они слишком торопятся стать эмблемой, узнаваемой маркой, логотипом. Обзавестись товарным знаком. В них, кажется, уже продумано, как они будут смотреться в плюшевом виде на полке магазина, отливать глянцем на обложке тетради, топорщиться на детской кофточке.

Временами создается впечатление, что автора в первую очередь волнует, сможет ли знакомый иллюстратор передать все нюансы смешного сказочного существа – или лучше сразу упростить персонаж. Сделать схематичным, без лишних, трудных для прорисовки и штамповки деталей…

Еще один немаловажный вопрос – не будет ли новый герой слишком напоминать уже существующего (тогда плагиат, скандал, суды!) – или, наоборот, не слишком ли выбьется из общепринятого формата?

Стоит только пойти на поводу этих соображений – и симпатичный сказочный человечек сразу перестает нравиться…

Но в нашем случае задача значительно проще: не надо стараться угодить какому-то сегменту рынка. Мы прекрасно осведомлены, чем интересуется наша аудитория, с чем она знакома, как спала и что ела сегодня на завтрак. Поэтому:

Постарайтесь соотнести героя с интересами ребенка. Прообразом может стать его любимая игрушка, любимое животное. Кто-то или что-то, что вызвало положительный эмоциональный отклик, стало ярким впечатлением: например, башенный кран на стройке или взлетевший от ветра зонтик (здесь могут скрываться сразу два героя – ветер и зонтик). Удачным выбором может стать герой, который напоминает малышу его самого, с которым он легко сможет себя ассоциировать (такой же ребенок или любой другой персонаж со схожими вкусами и поведением).

Определившись с доступным для ребенка кругом персонажей и явлений, не бойтесь экспериментировать внутри этого круга. Наделить человеческими чертами можно любой предмет: например, две пылинки, хихикающие над грязнулей в неубранной комнате; или сварливый лифт, который постоянно норовит уехать на тот этаж, где живет симпатичная ему девочка.

Выбрав героя, постарайтесь придумать как можно больше подробностей его жизни и характера. Даже те, которые не войдут в сказку. Вполне вероятно, что ваше повествование будет много раз прерываться самыми непредсказуемыми вопросами: «А что он кушает? А он спит днем? А он боится собак? А какого он цвета? А почему?» Задержка с ответом хотя бы по одному из этих пунктов может вызвать вполне обоснованное недоверие слушателя.

По-настоящему объемным и запоминающимся любого героя делает яркое имя. Здесь на помощь приходят рифмы, игра слов, звуковые сходства и юмор… Конечно, нет ничего плохого в том, что главным действующим лицом станет просто Мышка или мальчик Сережа. Но если назвать не очень смелую мышку Жмусей – то ребенку будет легче представить, как та жмется по углам и сжимается от страха. А если сказочный мальчик Сережа не прочь поплакать по поводу и без – вполне вероятно, что остальные персонажи станут звать его Серёвой или даже Серёвушкой.

Создавая героя, лучше заранее продумать, какие приключения ждут его впереди, где будет происходить действие, кто сможет помочь ему, кто станет мешать. Сказочное пространство, авторская фантазия и детское воображение вместе способны создать любое чудо, придумать и представить самые невероятные вещи. Но доля правдоподобия в повествовании делает эти невероятные приключения и чудеса реалистичными.

Не следует наделять своего героя всеми возможными положительными качествами и безграничными возможностями. Ассоциировать себя с таким персонажем ребенок не сможет. Да и повествование получится слишком пресным и скучным. Какие приключения и опасности будут ожидать такого идеального героя?

Народное творчество, классики детской литературы, современные талантливые мультипликаторы создали множество ярких образов. Но, по возможности, боритесь с соблазном во всем подражать уже готовым вариантам. Это возможно только тогда, когда ребенок хорошо знаком с оригиналом (в противном случае он может горько разочароваться в вашей выдумке). И даже в традиционный образ можно внести что-то оригинальное и новое. Например, выбрав главным героем Кощея Бессмертного, сделать его ребенком и воспитанником детского сада.

Позвольте ребенку быть полноправным соавтором вашего героя. Малыш сам может придумать и выбрать основные черты будущего персонажа, а вам потребуется лишь уточнить нюансы и, возможно, сгладить некоторые логические противоречия в образе, сделав образ героя цельным и законченным.

Хочется, воспользовавшись перечисленными правилами (которые, как вы помните, вовсе и не правила, а просто советы), привести примеры придуманных специально для нашего первого заседания сказочных героев:

Знакомьтесь, Сквозилкин

Сквозилкин – это мальчик, который живет внутри нарисованной картины. Все вокруг него сделано из красок: деревья, трава, земля, даже небо. Кое-где краски подсохли, а кое-где еще могут испачкать. Сам Сквозилкин тоже нарисованный. Всегда легко догадаться, где он гулял. Если ноги у него зеленого цвета – значит, в лесу. Если желтого – значит, по песчаному берегу. Внутри картины живут и другие нарисованные люди. Но Сквозилкин отличается от них тем, что все остальные люди разукрашены, а он – нет. Он только обведен черным цветом. И если Сквозилкин стоит где-нибудь, молчит и не двигается, остальным жителям картины очень сложно его заметить. Иногда он пользуется этим, чтобы пугать или подглядывать за другими. Поэтому с ним мало кто дружит. А сам Сквозилкин думает, что с ним не дружат, потому что он не разукрашенный.

Знакомьтесь, Матрена Феевна

Матрена Феевна – большая тряпичная кукла с рыжими веревочными косичками, одетая в зеленое платье. Эта кукла – подарок девочке Тане от бабушки. Когда-то, когда бабушка была такой же, как Таня, она сама играла с Матреной Феевной. Куклу посадили на самую верхнюю полку шкафа и очень редко снимают оттуда. Всем остальным куклам и плюшевым игрушкам Матрена Феевна объясняет, что с ней редко играют, потому что она уже взрослая. И, сидя на верхней полке, Матрена Феевна пытается командовать остальными игрушками, как будто те совсем малыши. А временами она делает вид, что даже не кукла, а самая обычная взрослая девочка. Но, по правде, Матрена Феевна вовсе никакая не взрослая и ей тоже очень хочется, чтобы с ней поиграли.

Даже несмотря на то, что полное имя куклы – Матрена Тимофеевна.

Всем, кто хочет стать участником Детского литературного клуба, мы предлагаем наше первое задание: придумайте и опишите в нескольких предложениях сказочного героя, его внешность, характер, имя. Не бойтесь фантазировать: часто самые удивительные сочетания становятся самыми интересными.

Но будьте готовы к тому, что придуманных вами персонажей ожидают самые разнообразные приключения, которым будут посвящены наши следующие заседания.

Самые интересные работы будут опубликованы на страницах сайта в рамках следующего заседания Клуба.

Электронный адрес, по которому уже ждут сказочных героев: online@obruch.ru

Помимо этого, вы можете прислать по этому адресу вопросы, связанные с творчеством, детской литературой и деятельностью нашего Клуба.
Следующее заседание Детского литературно клуба состоится 18 июня. Не опаздывайте!